Шпион, которого мы полюбили: Джеймс Бонд как бледная тень писателя Яна Флеминга
29.05.2018 11:11
—
Новости Культуры
|
110 лет назад, 28 мая 1908 года, родился Ян Флеминг, «отец» Джеймса Бонда. Лиза Биргер — о том, насколько автор был похож на своего героя. ![]() Яна Флеминга часто сравнивают со своим героем, Джеймсом Бондом. Мол, оба они пижоны в безупречных костюмах, оба любили красивых девушек и сладкую жизнь, оба состояли на секретной службе ее величества. Этот миф, согласно которому Джеймс Бонд — это литературное отражение своего создателя, становится все сильнее в последние годы. Выходят все новые книги и сериалы, его поддерживающие, — например, довольно изящный «Флеминг», четырехсерийный мини-сериал ВВС 2014 года, где Доминик Купер играет главного героя несуществующего фильма «Бонд. Начало», такого Флеминга, который разве что кулаками не очень машет, а так от своего персонажа неотличим. На самом деле все было наоборот. Джеймс Бонд был задуман как бледная тень своего создателя, великолепного Яна Флеминга. В итоге герой вырос больше автора, и писатель так и не смог этого пережить. Начать стоит сильно заранее. В 1930-х годах Ян Ланкастер Флеминг — 30-летний ловелас и вообще-то неудачник. И верный маменькин сынок: после того как отец Яна, Валентайн, погиб в Первой мировой, мать, красавица и светская львица Эвелин Сен-Круа Роуз, взяла его судьбу в свои цепкие руки. Ей пришлось нелегко. Из Итона Флеминга выгнали, буквально, за разврат. Десять лет мать отсылала его в различные частные пансионы, которые должны были обеспечить ему прямое поступление в МИД, но Флеминг завалил экзамены в чиновники. Он раздражал всех, от директоров школ, где он учился, до начальников на своих недолгих работах, манерами разряжаться в пух и прах и бесконечными романами сразу с двумя-тремя девушками одновременно. Мать следила, чтобы романы не заводили его слишком далеко, и настаивала на размолвке, когда ей казалось, что мальчик слишком увлекался. ![]() От очередной влюбленности она услала его журналистом в агентство Reuters. Так Флеминг в 1933-м побывал и в России, где следил за показательном процессом британских инженеров, обвиненных в шпионаже. До конца жизни Флеминг хранил записку от Сталина с вежливыми извинениями: мол, советский лидер очень занят и не может встретиться с ним для интервью. Из России мать позвала сына домой и велела отправиться в Сити банковским клерком. Из фирмы одного дядюшки Флеминг мертвым грузом переходил в фирму другого дядюшки, и успехи его в биржевых делах больше напоминают неуспехи. Но он держал марку и красиво проматывал состояние богатея-деда. На протяжении всей жизни Флеминг тратить деньги любил гораздо больше, чем их зарабатывать. И тут началась война, и всесильная мать устроила своего незадачливого сынка, ни разу не послужившего отечеству, личным помощником контр-адмирала Джона Годфри, возглавлявшего военно-морскую разведку. И это был его счастливый билет. Уже через месяц за подписью Годфри выходит «Памятка форели», меморандум, перечисляющий немалое количество способов обмануть противника во время войны, в ироничном стиле которого легко угадывается стиль будущего автора Бонда. Одно из предложений меморандума, подкинуть врагу труп парашютиста с фальшивыми секретными документами, позже стало одной из самых успешных разведывательных операций союзников, «Мясной фарш», с помощью которой удалось убедить Гитлера, что союзники готовят высадку в Сардинии и Греции, и, пока тот перебрасывал свои силы, войска спокойно высадились на Сицилию. ![]() Флеминга, кажется, совсем не волновало, что успех его операции долго приписывали другому офицеру. Он просто получал от всего этого неимоверное удовольствие и был далеко не мальчиком по побегушкам, а настоящим архитектором разведывательных операций. В их числе — операция «Золотой глаз», план диверсий, которые позволили бы союзникам пользоваться Гибралтаром, даже если бы Испания присоединилась к странам «оси», и создание подразделения коммандос, спецотряда разведки, занимавшегося добычей секретных документов с линии фронта. Даже когда Флеминга отстранят от планирования операций, он останется руководителем своих коммандос. Сам он в поле не выходил, управлял своими людьми из кабинета, называя их своими «индейцами». Они его за это ненавидели. Красивые женщины и замыслы, любовь к транжирству и игре в солдатики из собственного кабинета — в общем, заметно, что Флеминг никогда не собирался оставаться в разведке. Еще во время войны, побывав на конференции на Ямайке, он заготовил план отступления: я куплю здесь дом, сказал он другу, и буду сидеть в нем и писать романы. Он уволился в 1945-м, купил себе виллу на Ямайке, назвал ее «Золотой глаз» в честь своей блестящей неосуществленной операции, нашел, опять не без помощи матери, теплое местечко начальника корреспондентской службы в газете Sunday Times, позволяющее ему проводить три месяца зимнего отпуска на Ямайке ежегодно, и сел придумывать свой роман. Первая книга о Бонде, «Казино «Рояль», выйдет только в 1953-м и сразу разлетится четырьмя тиражами подряд. Имя для героя Флеминг возьмет с обложки орнитологического справочника. Ему казалось, что это самое скучное имя на свете. Бонд был задуман персонажем намеренно невзрачным. В своих первых приключениях он еще пьет неразбавленный виски, еще боится смерти и еле может унять трясущиеся руки, проигрывая в карты злодею Ле Шиффру. ![]() Поначалу он еще «индеец» — кукла в руках блистательного кукловода. Словно в петрушечном театре, зрители книга за книгой наблюдали, как Бонда сначала любила красивая девушка, затем долго изощренно пытали страшные злодеи, а потом он восставал практически из мертвых и снова рвался умирать. И всякое такое воскрешение словно придавало герою магической силы, с каждым новым романом Бонд вырастал все сильнее, непобедимее, больше. Рос герой, росли тиражи, росла и требовательность Флеминга. Он прекрасно осознавал, что изобрел своего героя только ради коммерческого успеха. И потому он чутко ловил потребности публики и под них шлифовал своего Бонда. Хотите иронию? Смотрите, как он шутит! Хотите стиль? Смотрите, как он водит свой «Бентли» и обедает в изысканных ресторанах. Чем изощреннее становился Бонд, тем требовательнее становился его создатель. Он бесконечно написывал издателям за вниманием и гонорарами, отзываясь о себе в третьем лице, что всех, конечно, ужасно раздражало.
Ах, бедная миссис Флеминг. Талант всех бесить Флеминг сохранил до самой смерти. ![]() Но когда после выхода романа «Доктор Ноу» Бонда принялись песочить в газетах за поверхностность, Флеминг не на шутку разволновался. Он написал открытое письмо о своем персонаже, мол, послушайте, я же специально для вас старался. Чтобы вы поверили в моего Бонда, мне пришлось снарядить его некоторым театральным реквизитом, и хотя его костюмы оставались столь же сдержанны, сколь и его характер, я выбрал ему определенное оружие и марку сигарет. Я, мол, даже знаменитый коктейль из водки и мартини ему придумал, и только спустя несколько месяцев попробовал его сам: ужасно горчит. Флеминг иронизировал, как всегда, но главный посыл его был верен: он дал публике именно такого героя, о котором она просила. Люди жили на продуктовых карточках, и Бонд поэтому ел в прекрасных ресторанах. Люди хотели мира, и Бонд принимал на себя удары всех злодеев, выступая гарантом всеобщей безопасности. Люди хотели красоты, и Бонд жил красиво. Аппетиты Бонда были неутолимы, а Флеминг уже начал уставать. Как он ни хорохорился, но его волновала критика и не слишком радовало, как книжный Бонд постепенно вырастает больше своего создателя. Впрочем, когда в 1962-м вышел первый фильм бондианы, «Доктор Ноу» с Шоном Коннери в главной роли, Бонд окончательно отделился от Флеминга. Киношный Бонд больше не знал ни сомнений, ни переживаний. Когда его били, он как будто не испытывал боли, его страсть к автомобилям и женщинам переросла из одного потрепанного «Бентли» с единственной погибающей возлюбленной на роман в целый парад красоток и технических новшеств. Бонд-человек превратился в Бонда-машину, и, несмотря на миллионы проданных книг Флеминга, мало кто сегодня помнит, что в оригинале-то он гораздо скромнее. ![]() Впрочем, до этой большой славы своего героя Флеминг, считай, и не дожил. Он умер 12 августа 1964-го, за месяц до премьеры второго фильма бондианы, «Голдфингер», через две недели после смерти своей матери, Эвелин. Умер от инфаркта, расплачиваясь за пристрастие к виргинскому табаку, виски без льда и обильным обедам. А герой его до сих пор заглатывает алкоголь, женщин и деликатесы как топливо, разве что курить отказался. И за величиной этой непомерно разросшейся фигуры маленького, сомневающегося, ироничного, обаятельного Флеминга уже давно не разглядеть. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
110 лет назад, 28 мая 1908 года, родился Ян Флеминг, "отец" Джеймса Бонда. Лиза Биргер - о том, насколько автор был похож на своего героя. |
|