Люди пили воду из Днепра. Как мощи святой Евфросинии перевозили из Киева в Полоцк
05.06.2018 11:10
—
Новости Культуры
|
Преподобную Евфросинию Полоцкую белорусы всегда считали символом родной земли, наставницей и заступницей. Торжественное возвращение ее святых мощей из далеких краев в Полоцк в конце мая 1910 года стало всеобщим праздником. О том, как это было, пишет С чего все начиналосьВ книге «Незабвенные дни», выпущенной Спасо-Евфросиниевским женским монастырем Полоцкой епархии к 100-летию перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, кратко описывается жизненный путь святой. Преподобная Евфросиния родилась в начале XII века в семье полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софии и была наречена Предславой. В 12 лет Предслава тайно от родителей ушла в монастырь, где игуменьей несла послушание ее тетя. Там юная княжна приняла постриг с именем Евфросиния. Позже по благословению епископа Илии поселилась в келье Софийского собора в Полоцке: молилась, размышляла и переписывала духовные книги. Если получала плату за переписывание, отдавала ее нуждающимся. Около 1125 года Евфросиния отправилась в Сельцо, чтобы устроить новый монастырь. Там была заложена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса, стены которой расписали лучшие мастера. В 1161 году в Спасский храм «на вечное хранение» привнесен Крест-ковчег, изготовленный по просьбе Евфросинии мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Нынешняя судьба реликвии остается под завесой тайны. Около 1155 года недалеко от Спасской обители преподобная воздвигла Богородицкую церковь и устроила при ней мужской монастырь, для которого из Эфеса доставили чудотворную икону Божией Матери «Эфесская», написанную, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. Достигнув преклонных лет, преподобная, ее брат Давид и двоюродная сестра Евпраксия отправились в Святую землю. Во время пребывания в Иерусалиме Евфросиния заболела и 23 мая (по новому стилю — 5 июня) 1173 года скончалась. Погребли игуменью в монастыре Феодосия Великого недалеко от Иерусалима. Когда в 1187 году Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, уходя, христиане забрали с собой и мощи преподобной Евфросинии. Началось ее возвращение домой. Но новые внешние обстоятельства — вражда между Полоцким и Киевским княжествами — не позволили завершить тот святой путь. Столетия мощи игуменьи находились в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Под полоцкой сеньюПолочане не оставляли надежды на возвращение преподобной. Однако только в 1832 году дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, сам процесс занял еще целых 78 лет. Сначала в Витебск (1870−1871 годы), а оттуда в Полоцк доставили частицу святых мощей. Затем Николай II подписал резолюцию, позволявшую вернуть мощи в Полоцк. 29 января 1910 года вышел специальный императорский указ о порядке торжественного перенесения святыни из Киево-Печерской Успенской лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. 19 апреля 1910 года, во второй день Пасхи, в Киеве начались прощальные торжества. В Великой Лаврской церкви совершали богослужения Киевский митрополит Флавиан (Городецкий) и Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков). В Киеве собрались высшие чины военного и гражданских ведомств, представители Полоцкого и Витебского церковных братств, приехали игуменья полоцкой обители Илариона с двенадцатью монахинями, начальница Спасо-Евфросиниевского епархиального училища монахиня Нина (Боянус) и тысячи верующих. Присутствовал великий князь Константин. 22 апреля на пароходе «Головачев» рака со святыми мощами отправилась по Днепру в Оршу. Под звон колоколов и звуки военного оркестра Киев проводил святыню. По ходу судно причаливало в Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве. Вдоль берегов реки собиралось множество народа, чтобы приветствовать преподобную. И, когда пароход уплывал, люди пили воду из реки как освященную самой Евфросинией. От Орши раку несли в Полоцк окружным путем — по уездам губернии, чтобы верующие могли поклониться святой. Нередко службы проводили прямо под открытым небом. Улицы городов украшали флагами, коврами, гирляндами, арками из ветвей и цветов с изображением буквы «Е» и княжеской короны. В некоторых местах верующие устилали путь, по которому должны были пронести мощи преподобной, хвоей, цветами, полотном, рушниками и платками. В Полоцке верующие составили одну большую процессию, двигавшуюся по Витебской улице. По пути крестного хода в почетном карауле выстроились войска, а возле Спасской обители, по обе стороны дороги, — полоцкие железнодорожные роты с военным оркестром. Солнце ярко освещало белоснежные монастырские храмы, блистало на крестах куполов. Святые мощи внесли в Кресто-Воздвиженский собор и поставили на помосте. Исполнились пророческие слова полоцкой княжны о ее возвращении в родной край… Заботы небесные и дела земныеПредвидя, что торжества привлекут огромное внимание, а значит, и множество гостей, в Полоцке к событию подготовились основательно — не только в плане духовном, но и организационном. Например, Полоцкое церковное братство в 1910 году в типографии Х. Клячко выпустило «Путеводитель по городу Полоцку». Из книжки приезжие могли узнать адреса столовых и чайных, булочных и пекарен, фотоателье, медицинских учреждений, аптек, бань, торговых лавок, расписание пассажирских поездов и т.д. Чтобы торговцы, воспользовавшись ситуацией, не взвинчивали цены, до общего сведения доводилась такса, установленная городской думой с 15 мая по 1 июня 1910 года на продажу в городе «продуктов первой жизненной потребности»: хлеб (от 3 до 8 копеек за фунт в зависимости от вида); булка (полфунта — от 3 до 5 копеек); «мясо яловичное, употребляемое христианами» (за фунт — от 14 до 18 копеек); телятина 1-го и 2-го сорта (за фунт — 15 и 13 копеек); баранина 1-го и 2-го сорта (за фунт — 13 и 12 копеек); «кошерное мясо, употребляемое евреями» (за фунт — 18 и 16 копеек); свиное просоленное сало, свежее и просоленное мясо (за фунт — 25 копеек); просоленная свиная ветчина некопченая и копченая (за фунт — 20 и 22 копейки); колбасы местного изделия некопченые и копченые (за фунт — 20 и 22 копейки); живые или убитые курица или петух (за штуку — 1 рубль); сырые свежие куриные яйца (1 штука — 2 копейки) и отварные (1 штука — 3 копейки). Такса для легковых извозчиков в Полоцке составляла: от Риго-Орловского вокзала в город — 50 копеек, а в Спасо-Евфросиниевский монастырь — 1 рубль; от Николаевского вокзала в город — 1 рубль, а в Спасо-Евфросиниевский монастырь — 1 рубль 50 копеек; из города в Спасо-Евфросиниевский монастырь — 75 копеек; за час езды — 1 рубль. Цены на номера в гостиницах — от 1 до 3 рублей в сутки. Во время торжеств с 18 по 23 мая включительно торговля допускалась во всех местах днем и ночью всеми товарами, не исключая воскресных и праздничных дней. Прости и утешьСейчас мощи Полоцкой игуменьи почивают в Спасо-Евфросиниевской обители. В монастырь приезжают паломники из разных городов и стран. Как всегда, особенно много их будет 5 июня, в день преставления преподобной, и 6 июня, в день празднования перенесения мощей святой Евфросинии в Полоцк. Люди по-прежнему едут к преподобной за духовным и жизненным утешением Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Преподобную Евфросинию Полоцкую белорусы всегда считали символом родной земли, наставницей и заступницей. Торжественное возвращение ее святых мощей из далеких... |
|