"Первым снял Минск с высоты птичьего полета". Рассказываем об одном из лучших белорусских операторов
13.07.2018 17:12
—
Новости Культуры
|
Сегодня, 13 июля, исполняется 80 лет со дня рождения белорусского кинорежиссера, сценариста, оператора Юрия Марухина. Один из наиболее авторитетных белорусских кинокритиков, кандидат филологических наук Людмила Саенкова рассказала TUT.BY, почему белорусы должны гордиться Марухиным и как он изменил отечественное кино. Текст иллюстрирован фотографиями из Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов. Юрий Марухин окончательно перебрался в Минск в 1962 году после окончания операторского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии. — Тогда из ВГИКа в Беларусь приехала очень мощная команда. Кроме Марухина это кинохудожник Евгений Игнатьев, оператор Анатолий Заболоцкий, режиссеры Валентин Виноградов и Виктор Туров. Они очень дружили. Это была сильная группа, которая обогатила кино новым художественным языком, представила иной уровень мышления. Это и была наша «новая волна», которая до сих пор держит и подпитывает белорусское кино, — рассказывает Людмила Саенкова. Юрий Марухин родился 13 июля 1938 года на Рязанщине. — Он был родом из глухой деревни. Это был человек голодного военного детства, его воспитывала фактически одна мама. Но он стал одним из самых культурных, образованных, изысканных мастеров в кинематографе. Он очень тонко чувствовал пластику кадра и очень четко выстраивал этот кадр. На «Беларусьфильме» Марухин стал работать в 1960-м, за два года до окончания ВГИКа. — Если бы Марухин как оператор не создал ничего, кроме таких картин, как «Восточный коридор», «Черное солнце», «Могила льва», «Жди меня, Анна», он бы все равно остался в истории нашего кино, и не только нашего. У него незабываемые кадры в этих фильмах, они у меня до сих пор в памяти, — отмечает Людмила Саенкова. По ее словам, «Восточный коридор» — это фильм не только режиссера Валентина Виноградова, но и, конечно, оператора Юрия Марухина. — В свое время (картина была снята в 1966 году, ограниченный прокат состоялся в 1968-м, после чего картина больше не показывалась. — Прим. TUT.BY). Эта картина легла на полку, потому что в своей изысканной стилистике она была не ко времени. А эту стилистику кроме Виноградова создавал и Юрий Марухин. Некоторые кинокритики даже называли его кинокамеру в этой картине «сумасшедшей». Чтобы камера была очень подвижной, Юрий придумал много уловок. Он использовал какие-то тросы, с помощью которых буквально летал по съемочной площадке без страховки. Вместе с художниками они создавали черно-белую гамму, в которой была своя философия. Это был по-настоящему цветовой черно-белый фильм. Он чувствовал эту графику, как бы специально создавал несколько оттенков черного и белого, чтобы эти цвета играли. Эту визуальную красоту невозможно забыть. То была та красота, которая дополняла и передавала весь трагизм ситуации. По словам Людмилы Саенковой, Юрий Марухин тяготился к эстетике экспрессионизма. — В фильме «Могила льва», над которым он работал с молодым Валерием Рубинчиком, есть эпизод, когда князь хотел завладеть главной героиней. Марухин снял его как экспрессионистскую притчу. Именно в этой стилистике был сделан и «Восточный коридор». — Вообще, критики считали, что в этой картине Марухин предвосхитил стиль Алексея Германа-старшего («Хрусталев, машину!») и Лукино Висконти («Гибель богов»). Это не значит, что Висконти смотрел «Восточный коридор». Хотя кто его знает… Но стилистика «Восточного коридора», несомненно, повлияла на последующие киноэстетические поиски. С 1984 года Марухин, не оставив операторскую работу, стал режиссером игрового кино. На его счету четыре фильма: «Радуница» (1984), «Человек, который брал интервью» (1986), «Мать Урагана» (1986, по пьесе Владимира Короткевича) и «Уик-энд с убийцей» (1992). Людмила Саенкова более высоко оценивает операторские работы Марухина. Но убеждена, что в его фильмах всегда «чувствовалось стремление передать драму человека». — Он балансировал между реальностью и притчевой формой. Притча у него была особого надрывного накала. Каким человеком был Юрий Марухин? — Человеком очень широкой натуры. Очень яркий, эмоциональный, он жил, как говорили, «на разрыв аорты». Марухин был эстетом по жизни, любил красивое в самом высоком смысле слова. Он был человек точно не этого, не нашего времени, а скорее человеком 1960-х. В нем никогда не было того, что называется «прагматизм», «цинизм». Юрий был первым оператором, который снял Минск с высоты птичьего полета. Есть кадры, в которых он сидит едва ли не на ступеньках вертолета и снимает Минск. Для него красота кадра перевешивала риск. Он невероятно любил жизнь, и мне кажется, что жизнь любила его тоже. Это был один из самых доброжелательных, улыбчивых людей, которых я знала. Среди людей, работающих в кино, не часто встретишь такого открытого человека. Даже в худшие моменты жизни, когда болезнь давала о себе знать, он никогда не терял присутствия духа и всегда улыбался. В последние годы жизни Марухин являлся председателем правления Белорусского союза кинематографистов. Умер 20 декабря 2001 года в Минске. С 2001 года на кинофестивале «Лістапад» вручается приз имени Юрия Марухина. В 2013-м его получили Лукас Зал и Рышард Ленчевский, которые снимали фильм «Ида». Позднее он был отмечен «Оскаром» как лучшая картина на иностранном языке. По словам Людмилы Саенковой, творчество Юрия Марухина и приемы, которые он использовал, изучают во многих киношколах мира.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Первым снял Минск с высоты птичьего полета". Рассказываем об одном из лучших белорусских операторов Сегодня, 13 июля, исполняется 80 лет со дня рождения белорусского кинорежиссера, сценариста, оператора Юрия Марухина. Один из наиболее авторитетных белорусских... |
|