Мемы переросли простые гэги и демотиваторы: исследователи изучают месторождение мемов, ученые дают им определение в Оксфордском словаре, а крупнейшие паблики во «ВКонтакте» зарабатывают на мемах больше шести миллионов российских рублей в год (если что, это почти 200 тысяч белорусских). Мы проанализировали этот интернет-феномен и собрали подборку самых сочных мемов — ну чтобы вы и сами посмеялись, и отправили в вайбере родственникам (пусть будут в теме).
В чем прикол?
Первым слово «мем» использовал в 1976 году Ричард Докинз: британский ученый считал мемом единицу культурной информации, которая, подобно гену, могла распространяться от одного человека к другому. По словам Докинза, мемы паразитируют в мозге человека и соревнуются за место в нашей памяти: «хорошие» мемы привлекают наше внимание, а «плохие» забываются через несколько секунд после просмотра.
Английский исследователь называл мемами мелодии, прилипчивые словечки, идеи, стереотипы и картинки — все то, что может застрять в наших головах. Он даже пришел к выводу, что человеческий мозг приобрел нынешний размер из-за потребности вмещать большое количество мемов — грубо говоря, шуткам в духе «повар спрашивает повара» и «превед медвед» понадобилось дополнительно место.
Предположения Докинза оформились в теорию о сознании и культуре — «меметику», а слово «мем» было занесено в Оксфордский словарь. Концепцию о схожести мемов с человеческими генами нельзя подтвердить исследованиями и экспериментами, но Кембриджский университет открывает курсы по изучению интернет-мемов, студенты БГУ защищают дипломы по мемам, а корпорации успешно используют мемы в своих рекламных компаниях: чего только стоит ситуация вокруг «девушки Fiji» на «Золотом глобусе». Так что мемы — это не просто повод для хихиканья, а полноценное интернет-явление, над которым можно размышлять и экспериментировать — подумайте над этим, когда будете отправлять друзьям очередной прикол о котятах.
Мемы обитают в VK и Twitter, в Telegram и на Pinterest. Если самостоятельно охотиться на мемы вам лень, обратитесь к Youtube: блогерам необходимы ваши драгоценные лайки. Кстати, к иностранным каналам нужно присмотреться с особой тщательностью: частенько английская речь сама по себе становится мемом, хотя это работает и с русским языком — PewDiePie не даст соврать.
Дополнительным источником для мемов может стать сленг: новенькие словечки возникают из искаженных иностранных фраз и сокращенных слов, вырываются из специализированного лексикона или намеренно придумываются. Так и получилось у Gone.Fludd. Так что если вы не понимаете, что означают выражения «кринж» (лютый стыд), «gg wp» (отлично потрудились), «зачекировать» (посмотреть) и «по кд» (периодически), не переживайте — даже Оксфордский словарь работает над изучением современного сленга.
Когда у мема истекает срок годности?
Использование одной и той же картинки, фразы или видео на протяжении нескольких месяцев — это моветон, который должен быть похоронен. Конечно, вы можете без остановки забрасывать знакомых картинками со Ждуном и Теребонькой, но положительной реакции вы не добьетесь: максимум, что вам светит, — это лаконичная скобочка.
На срок годности мема влияют два фактора: его «возраст» и частота использования. С первым пунктом все просто: если сегодня вы ворветесь в интернет с криком «йа креведко!», вас никто не поймет — такой нафталин даже за постиронию не сойдет. Забудьте о фразах типа «котэ», «фейспалм», «омг», «мой 2007-ой» «хардкорно», «е рок» и «баян», не вспоминайте видео с Шурыгиной и баттл Oxxxymiron vs. Слава КПСС — это забытые темы, и их лучше оставить в прошлом.
С частотой использования дела обстоят так: чем больше вы натыкаетесь на определенный мем, тем быстрее он набивает вам оскомину. От фразы «спулае мулае» становится плохо, звуки «Hit or Miss» вызывают озноб, а мемы с Рикардо Милосом просто нагоняют скуку. В это трудно поверить, но над танцами бразильского стриптизера мы смеялись полгода назад. Поэтому не перебарщивайте — находите новые мемы, а не эксгумируйте старые.
Если самим новинки отыскать не удалось, ловите нашу мемную подборку
Шэгги из «Скуби-Ду» и Mortal Kombat
Шэгги Роджерс — это миролюбивый персонаж из мультфильма «Скуби-Ду», но по каким-то причинам его захотели увидеть в одиннадцатой части файтина Mortal Kombat. Фанаты игры даже запустили петицию по поводу этой темы: сейчас оценить боевые возможности Шэгги хочет 372 000 человек.
Уилл Смит в «Аладдине»
«Аладдин» — это ремейк одноименного мультфильма 1992 года, мировая премьера которого состоится в мае 2019 года. Роль Джинна исполнит Уилл Смит — актер получил смешную прическу, заостренные уши и корявую компьютерную графику, над которой сейчас потешается весь интернет.
Wave check meme
Мемоделы не могли обойти популярность AirPods: в Сети появилась серия фотожаб, в которых люди получают беспроводные наушники и стрижку на коротких волнистых волосах. Вся соль состоит в несоответствии «девайсов» с основной картинкой.
Bro, not cool
В нашумевшем рекламном ролике Gillette есть забавный момент: парень в белой футболке хочет приударить за понравившейся девушкой, но его останавливает парень в клетчатой рубашке. Ситуация быстро стала шаблоном для мемов: чаще всего темнокожий парень выступает в роли «совести».
Кто такой Калыван?
Калыван — это абстрактный мем про купца из российского мультфильма «Три богатыря». Потайного смысла тут нет — просто смешной персонаж, имя которого постоянно коверкают.