Какие белорусские группы популярны за границей? Почему подавляющее большинство отечественных исполнителей никогда не соберут аншлаг дома? Как на развитие отечественной музыки влияет «Евровидение»? TUT.BY собрал наивные вопросы о музыке и попросил музыкального критика Сергея Будкина на них ответить.
Сергей Будкин — основатель и руководитель музыкального портала TuzinFM, ведущий программы Belsat Music Live на телеканале «Белсат».
Какова ситуация в современной белорусской музыке?
Сначала охарактеризую ситуацию одним предложением: у нас много прекрасной музыки на любой вкус, только об этом мало кто знает. Например, уже вышло 100 выпусков Belsat Music Live, в которых мы представили столько же исполнителей. После каждого эфира нас обязательно благодарят, что мы открыли интересного белорусского исполнителя. Хотя, как правило, он на сцене уже 5, а то и 10 лет.
А ситуация действительно парадоксальная.
С одной стороны, нет белорусского музыкального рынка как отстроенной системы, которая бы интегрировалась в мировой шоу-бизнес. Белорусский музыкант находится под влиянием российского информационного поля. А государственная система с бесконечными согласованиями мешает отечественным музыкантам.
С другой стороны, белорусская музыка развивается чрезвычайно интенсивно и в самых разных направлениях. С участием белорусов случаются и прорывы глобального масштаба. За последние три года случились, как минимум, три таких события.
Первая в истории Беларуси номинация на «Грэмми» — за музыку Антона Мацулевича для песни американского рэпера Fetty Wap.
Прорыв белорусского диджея Arston на сцену электронной танцевальной музыки. Миксы на его треки делали Van Buuren, Hardwell и Tiesto.
Победа Надежды Кучер на конкурсе BBC Cardiff Singer of the World-2015, фактически признание ее лучшей оперной певицей в мире.
Белорусская музыка существует не благодаря, а вопреки. И можно только представить, какого масштаба потенциал она имеет, когда пробивается через асфальт и развивается даже в таких неблагоприятных условиях.
Почему белорусскую музыку очень мало знают сами белорусы?
Наша публика в основном находится под влиянием российского информационного поля. Если до нее и доходит белорусская музыка, то только после того, как она пробилась на Востоке: засветилась в чарте на «Яндексе», прозвучала у Урганта и др. Те, кто там не «засветился», остаются неизвестными для большей части белорусов.
Интересно, что успех на Западе ровным счетом ничего не значит, и часто это совершенно не конвертируется здесь в заполненные залы, и тем более — в продажи треков и альбомов. Свежий пример — группа
Какие белорусские группы популярны за границей? Почему подавляющее большинство отечественных исполнителей никогда не соберут аншлаг дома? Как на развитие...