Транзит энергоресурсов через Беларусь будет падать.
Предприятие «Запад-Транснефтепродукт»
проведет практически полную замену своих
нефтепродуктопроводов на территории Беларуси к 2012 году.
Намерение российской компании вложить деньги в ремонт
трубопровода свидетельствует о том, что она и в
дальнейшем будет осуществлять транзит через территорию
страны. Но, по мнению экспертов «Завтра твоей страны»,
рассчитывать на увеличение объемов транспортировки нефти
и нефтепродуктов не приходится.
Напомним, в июле на несколько дней была прекращена
прокачка дизтоплива на участке принадлежащего
«Запад-Транснефтепродукту» трубопровода Унеча-Вентспилс.
Это произошло по инициативе МЧС Беларуси, обеспокоенного
неудовлетворительным техническим состоянием
продуктопровода, а также тем, что российская компания не
спешила его ремонтировать. Эксперты опасались, что
нежелание вкладывать деньги в ремонтные работы связано с
намерением отказаться в будущем от эксплуатации
нефтепродуктопровода в пользу других вариантов транзита.
Как известно, сегодня Россия создает пути транспортировки
энергоресурсов в обход постсоветских транзитных
стран.
Впрочем, обещание починить трубопровод, по мнению
экономиста Татьяны Маненок, не должно внушать излишнего
оптимизма.
-- Сегодня трубопровод работает под минимальным
давлением. В результате ремонта он будет доведен до
нормального технического состояния. Я не думаю, что можно
говорить о предстоящем увеличении объемов, -- говорит
Татьяна Маненок.
По мнению эксперта, транзит нефти через белорусскую
территорию в ближайшей перспективе будет падать.
Во-первых, потому, что ее добыча в России в последнее
время снизилась. Во-вторых, российская сторона недавно
приступила к строительству БТС (Балтийской трубопроводной
системы)-2.
-- Вложенные в БТС-2 инвестиции нужно будет вернуть.
Российские компании будут работать с этим трубопроводом,
ведь для этого могут быть задействованы не только
экономические, но и административные рычаги, -- отмечает
Татьяна Маненок.
Транзитный путь через Беларусь в Европу является наиболее
прямым и удобным. По мнению Татьяны Маненок, ситуация с
транспортировкой нефти могла бы сложиться иначе, если бы
Минск не задерживал приватизацию трубопроводов. Участие
российского бизнеса в белорусских транспортных
предприятиях могло бы повысить их надежность в глазах
Москвы. К тому же стоимость трубопроводов может снизиться
из-за перспектив сокращения транзита.
-- Решение об акционировании и последующей приватизации
трубопроводов может оказаться запоздалым, -- резюмирует
эксперт.