Забота у нас такая. 21.by

Забота у нас такая

01.09.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Статья «Отлучение от пива», опубликованная 18 августа в «ЭГ» № 62, вызвала неоднозначную реакцию у наших читателей. Так, по мнению мозырянки Марины Городнюк, аморально беспокоиться о том, что выручка у торговцев пивом упала на 40%, в то время как молодое поколение спивается на глазах и будущее нации под угрозой.

Приехав в Минск, пишет Марина, и выйдя на площадь Независимости полюбоваться костелом святых Симона и Алены, первое, что бросается в глаза — это пивные палатки, загораживающие костел и Дом Правительства. Храм над Немигой тоже окружен пивными ресторанами.

В любой точке общепита минчанам и гостям столицы предложат пиво. Вечером все скамейки в скверах в центре Минска заняты юношами и девушками, будущими отцами и матерями с «батареями» 2-литровых бутылок с пивом, расположившихся у их ног.

Пиво — это алкоголь, наркотик, разрушающий мозг, печень, почки, легально продают через каждые 100 м, возмущается читательница, а у нас хлеб труднее купить, чем пиво и сигареты. Молодежь скорее потратит деньги на пиво, чем на кофе с пирожным. Это и неудивительно — по белорусскому телевидению каждые 15 минут — красочная реклама пива, соблазняющая молодежь. Неприятно ходить мимо газонов и по дворам, украшенным пивными бутылками, по тротуарам, забросанным окурками, возмущаются наши читательницы.

Торговцев пивом, считает М.Городнюк, надо не защищать, а отправить поднимать сельское хозяйство страны. Чтобы в магазинах вместо польских, испанских и китайских овощей и фруктов появились свои.

Забота автора писем о здоровье народа понятна. Позволю себе заверить, что ее разделяют в редакции «ЭГ». Но у каждого из нас — своя работа. Одни лечат, другие выращивают яблоки, третьи варят сталь, четвертые — пиво. Некоторые его продают и рекламируют. Не из желания отравить всех остальных, этот продукт в свободное время употребляющих (порой в излишних количествах). Пивовары и пивоторговцы так зарабатывают свой хлеб насущный. А специфика нашей газеты требует рассматривать в основном экономический аспект любого явления и проблемы.

Изобилие пива, захлестнувшего, по мнению Марины, нашу страну не случайно. Это — ходовой и доходный товар. Неудивительно, что за рынок его сбыта идет неустанная борьба. Но не автор «ЭГ», возмутивший своей статьей некоторых читателей, строил пивзаводы, закладывал в республиканский бюджет налоги от оборота алкоголя, принимал программу развития пивоваренной отрасли, предусматривающую увеличение в 2005-2010 гг. объемов производства пива до 60 млн. дал, т. е. 61 л на душу населения. Из них, кстати, лишь 10% запланировано на экспорт. Остальное придется осилить белорусам. А план для нас — почти святое. Вот если бы средства, предназначенные на модернизацию пивзаводов, велено было потратить на яблоки — тогда мы бы, наверно, массово перешли на яблочный сок. Но не станет ли тогда торговля им тоже привилегией для избранных?

Пока Закон «О рекламе» не ограничивает агитацию «пивного образа жизни», государственные телеканалы рекламируют пиво в объеме, возмущающем нашу читательницу. По какой причине из всего многообразия сфер бизнеса именно в пивной отрасли наиболее активны зарубежные инвесторы — тоже вопрос интересный. Кстати, это не слишком увеличило поток белорусского пива на экспорт — россиянам и украинцам, не говоря уже о чехах и немцах, хватает своего. Правда, в России реклама пива ограничена законом, что, впрочем, тоже мало повлияло на его потребление.

Ничего не могу возразить по поводу дислокации пивных точек. Могу даже добавить, что в Российской империи закон запрещал торговать спиртным на расстоянии менее 42 сажен (89,6 м) от входа в храмы. Впрочем, дорогу в «царев кабак» народ находил без труда, а бюджет России не зря именовался «пьяным».

Наивно полагать, что запрет мелким частникам торговать пивом поможет ограничить его потребление. Сомневаюсь, что граждане, лишившись привычных точек утоления жажды, поленятся осилить лишних 300-500 м, чтобы отовариться пенным напитком в ближайшем гастрономе или супермаркете. Ведь их-то ограничения никак не касаются. И реклама пива, и стройные ряды бутылок разных емкостей и форм будут соблазнять население на каждом углу и после того, как закроется последний ларек.

Технически несложно отправить на сельхозработы бывших киоскеров. Но они, к сожалению, не накопили на «спаивании населения» денег, чтобы купить достаточно земли под сады и огороды. Дотаций государства едва хватает на колхозы и агрогородки. Да и не заработаешь у нас на выращивании яблок и груш столько, сколько на пивной пене. Об этом хорошо знает государство, получающее от производства и реализации пива немалые налоги, тогда как сельхозпроизводители облагаются лишь единым 2-процентным налогом.

Так для чего же вводятся ограничения торговли пивом и прочим слабым и крепким алкоголем? Если для укрепления здоровья нации и имиджа страны — то пусть производство любого спиртного исчезнет из приоритетов государственной экономической политики вместе с рекламой. Здоровый образ жизни восторжествует не за счет монополизации рынка, а если на пьянстве не будет наживаться кто бы то ни было — независимо от форм собственности, которые согласно ст.13 Конституции страны равны. Тогда и подумаем, чем занять бывших пивоваров, виноделов и торговцев зеленым змием, и как восполнить дыру в казне. На трезвую голову, какие только мысли ни появляются…

Леонид ФРИДКИН

СПРАВКА «ЭГ»

По данным Белстата, белорусские предприятия в январе-июле 2009 г. увеличили выпуск водки и ликеро-водочных изделий на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 8,1 млн. дал. При этом выпуск коньяка вырос на 36,4%, до 0,146 млн. дал, шампанского и игристого вина — на 8%, до 0,649 млн. дал. Производство виноградного вина сократилось на 9,1%, до 1,085 млн. дал, плодового — на 9,6%, до 10,6 млн. дал. Производство пива в январе-июле сократилось на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 20,4 млн. дал, однако в июле 2009 г. оно выросло на 21,3% по сравнению с июнем 2009 г. и на 3,6% по сравнению с июлем 2008 г.

В то же время объем реализации водки в натуральном выражении вырос в январе-июле на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 6,262 млн. дал, ликеро-водочных изделий — на 14,9%, до 0,684 млн. дал, пива — на 5,1%, до 15,021 млн. дал. Объем продаж коньяка снизился на 17,7%, до 0,118 млн. дал, виноградного вина — на 5,9%, до 1,346 млн. дал, шампанского и игристого вина — на 0,5%, до 0,575 млн. дал, слабоалкогольных напитков вырос на 4,9%, до 0,793 млн. дал. Объем продаж плодового вина сократился на 7,6%, до 9,085 млн. дал.

В пересчете на абсолютный алкоголь на 1.08.2009 г. в объеме продаж доля водки возросла по сравнению с 2008 г. на 1,3 процентных пункта, до 47,3%, ликеро-водочных изделий — на 0,6 п.п., до 3,9%, доля виноградного вина снизилась на 0,1 п.п., до 3,6%, плодового вина уменьшилась на 2,2 п.п., до 30,9%, коньяка — на 0,2 п.п., до 0,9%. Не изменилась в общем объеме доля шампанского и игристых вин (1,2%) и слабоалкогольных напитков — 0,9%.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Статья «Отлучение от пива», опубликованная 18 августа в «ЭГ» № 62, вызвала неоднозначную реакцию у наших читателей. Так, по мнению мозырянки Марины Городнюк, аморально беспокоиться о том, что выручка у торговцев пивом упала на 40%, в то время как молодое поколение спивается на
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика