Решение Москвы о взимании таможенных пошлин на всю поставляемую в Беларусь нефть нельзя расценивать как законное. Такое мнение высказала БелаПАН председатель правления Белорусского общественного объединения юристов-хозяйственников Лилия Власова.
По ее словам, «любая правовая норма должна пониматься и читаться буквально». Юрист отметила, что статья № 2 Соглашения между Беларусью и Россией в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 2007 года определяет размер вывозной таможенной пошлины исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством России с применением определенных коэффициентов.
«Статья представляет собой одно предложение, включающее, по сути, два одновременных условия для определения размера ставок, — заметила Власова. — Первое — размер пошлины определяется исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством России; второе — должен применяться некий коэффициент. Второе условие начиная с 1 января 2010 года не определено. Соответственно, норма целиком прекратила свой временный характер, поскольку соглашением коэффициент на 2010 год не предусмотрен, и стороны не провели корректировку этой статьи».
«И по российскому, и по белорусскому законодательству, если нет такого элемента пошлины, как ее размер, то нет и оснований для взимания пошлин», — резюмировала эксперт.
В свою очередь, заведующая специализированной юридической консультацией № 1 Минска Галина Комаровская обращает внимание на то, что согласно статье 15 Конституции РФ любое международное соглашение, участницей которого является Россия, в том числе и упомянутое белорусско-российское соглашение, имеет приоритет над национальным законодательством. «Оно является единственным правовым основанием для взимания пошлины на нефть, поставляемую из России в Беларусь, так сказать специальным международным договором по данному вопросу», — подчеркивает юрист.
По словам экономического обозревателя Татьяны Манёнок, «с чисто юридической точки зрения эксперты в области права, наверное, правы: если не подписано новое соглашение, действует прежнее».
«Но российская сторона тоже права, поскольку в конце 2006 года Россия ввела 100-процентную пошлину на поставки нефти в Беларусь (имеется в виду постановление правительства РФ № 753. — БелаПАН.). Они тоже считают, тоже с юридической точки зрения, коль не действует новое соглашение, надо вернуться к прежнему документу», — сказала Манёнок в комментарии БелаПАН.
Она допускает, что белорусские юристы могут быть не в курсе некоторых нюансов, связанных с поставками нефти. «Возможно, они просто не знают о существовании названного постановления правительства», — заметила аналитик.
Следует отметить, что до 1995 года Россия поставляла всю нефть в Беларусь беспошлинно. В 1995 году по инициативе Москвы было подписано двустороннее соглашение об условиях поставки нефти и разделе экспортной пошлины при экспорте нефтепродуктов. Согласно документу при разделе экспортной пошлины в российский бюджет направлялось 85%, остальные 15% получала Беларусь.
Однако белорусская сторона денонсировала данное соглашение в одностороннем порядке, и в период с 1997 по 2001 годы Россия не получала никакой компенсации.
В результате в 2006 году правительство РФ приняло постановление о введении 100-процентной пошлины на поставки нефти в Беларусь, против чего категорически возражал Минск. Компромисс был найден в январе 2007 года — стороны подписали трехлетнее соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, действие которого закончилось в конце 2009 года.