Изменившиеся условия поставок нефти из России превратили белорусскую «нефтянку», важный источник валютных поступлений государства, в самую убыточную отрасль экономики. По данным Белстата, рентабельность нефтепереработки в январе составила минус 22,3% (!) против +5,3% по итогам 2009 года.
Помимо нефтепереработки, убыточными в январе также были лесозаготовительная отрасль (минус 1,5%), подшипниковая промышленность (минус 2,1%), черная металлургия и нефтехимия (по минус 2,2%), целлюлозно-бумажная (минус 3,2%) и микробиологическая отрасль (минус 16%).
Напомним, с января Беларусь вынуждена закупать в России нефть с уплатой таможенных пошлин. Это привело к тому, что ее переработка на белорусских НПЗ стала неэффективной. Отсюда и сокращение объемов поставок подорожавшей нефти. В первый месяц 2010 года ее импорт упал на 61,4%, а нефтепродуктов — на 58,2%. Объем беспошлинной нефти для Беларуси на 2010 год равен 6,3 млн. тонн, что для рентабельной загрузки НПЗ недостаточно. В прошлом году Беларусь импортировала и переработала более 21 млн. тонн нефти. Выйти на такой же уровень в нынешнем году уже вряд ли удастся, что чревато потерей поступлений от экспорта.
Такая ситуация отразилась на финансовом положении белорусских НПЗ. В конце февраля первый вице-премьер правительства Владимир Семашко заявил, что по итогам января-февраля убытки белорусских нефтеперерабатывающих заводов составили около 11 млн. долларов. Хотя данная цифра на фоне минусовой рентабельности выглядит слишком скромно. В качестве мер поддержки НПЗ назывались отмена экспортной пошлины на вывозимые нефтепродукты, а также выделение бюджетных субсидий. Однако пока этого не произошло. При этом перед белорусскими НПЗ поставлена задача уже по итогам первого квартала выйти на безубыточную работу.
Из-за разногласий по вопросу беспошлинных поставок нефти по сути зашатался едва созданный Таможенный союз. На минувшей неделе Александр Лукашенкопоставил под сомнение участие Беларуси в этом образовании, если Россия и дальше будет настаивать на изъятии из сферы действия договора каких-либо товарных позиций. «Если там начнут делать оговорки и изымать нефть, нефтепродукты, газ, сахар, молоко, масло, мясо, пшеницу и так далее — такой Таможенный союз, наверное, ни России, ни Казахстану, ни Беларуси не нужен», — заявил президент, принимая 11 марта с докладом вице-премьера Андрея Кобякова. По словам Лукашенко, Беларусь не настолько богата, чтобы жертвовать своими интересами: «Мы ни Казахстан и тем более не Россия — у них есть чем жертвовать, у них достаточно много запасов углеводородного сырья».
Напомним, сейчас белорусские власти прорабатывают вариант с доставкой на белорусские нефтеперерабатывающие заводы нефти из Венесуэлы. Этот вопрос, по всей видимости, будет ключевым в ходе визита в Каракас Александра Лукашенко. Накануне президент Венесуэлы Уго Чавес в своей телерадиопрограмме «Алло, президент» заявил, что с белорусским президентом планирует подписать новое соглашение о поставках венесуэльской нефти в Беларусь. Однако, как полагают эксперты, такой вариант может оказаться для Беларуси чересчур дорогостоящим.
Между тем сокращение импорта нефти, а также увеличение объемов белорусского экспорта, положительно отразилось на балансе внешней торговли. В январе Беларуси удалось почти до минимума снизить отрицательное сальдо по товарам: до минус 28,5 млн. долларов против минус 477,5 млн. в январе 2009 года. Напомним, по итогам прошлого года импорт превысил экспорт на рекордные 7,2 млрд. долларов.
Объем внешней торговли товарами в январе 2010 года составил почти 3,6 млрд. долларов. При этом денежный объем экспорта по сравнению с январем 2009 года вырос в фактических ценах на 37,7% (на 486,8 млн. долларов), тогда как импорта — всего на 2,1%, или на 37,8 млн. долларов. При этом физический объем экспорта увеличился на 12,5%, импорта — уменьшился на 17,2%.
Наибольшего прогресса Беларуси удалось достичь по промежуточным товарам (энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих), по которым величина отрицательного сальдо уменьшилась с 364,7 млн. долларов в январе 2009 года до 200,2 млн. долларов в январе 2010-го.
А по товарам и услугам Беларусь в январе и вовсе вышла на положительную динамику: 123,7 млн. долларов (год назад был минус 293 млн. долларов).
В отличие от поставок нефти, экспорт нефтепродуктов сократился не столь существенно — почти на 20%. При этом средняя цена одной тонны нефтепродуктов, поставляемой за рубеж, выросла в 1,5 раза.
Экспорт Беларусь смогла нарастить за счет других товарных позиций. Например, поставки калийных удобрений в январе выросли в 6,2 раза, тракторов — на 90%, грузовых автомобилей – на 72,4%. При этом в Россию экспорт грузовиков вырос почти в 2,5 раза, а телевизоров, мониторов и проекторов в 8,9 раз.