Избиратель ценнее дилера. 21.by

Избиратель ценнее дилера

31.08.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Лада пользуется спросом у юрлиц.Приближающаяся кампания по выборам президента во многом определяет развитие конъюнктуры на автомобильном рынке Беларуси.Согласно данным официальной статистики, за первое полугодие 2010 г. ввоз легковых автомобилей в Беларусь по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в физическом выражении вырос на 58,4% - с 71,84 тыс. до 113,8 тыс. шт. Их средняя цена увеличилась не столь значительно (на 4,5% - c 6.098 до 6.372 USD), но суммарная стоимость импорта легковушек поднялась на 65,53% - с 438 млн. до 725 млн. USD. При этом их доля в общем объеме импорта за рассматриваемый период возросла с 10,08 до 12,23%, а в импорте непродовольственных товаров - с 33,65 до 42,29%.

Отметим, что, по информации, обнародованной месяц назад генеральным директором Белорусской автомобильной ассоциации Людмилой Шабановой, из всего количества ввезенных в Беларусь в первом полугодии 2010 г. легковых авто только около 7,7 тыс. (или 6,77%) были новыми, что на 13,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, в текущем году падение сбыта новых легковых авто стало замедляться: годом ранее соответствующий показатель был вдвое больше - 26,6%.

И все же отнюдь не "новье" сегодня делает погоду на автомобильном рынке страны: более 106 тыс. (93,15%) поступивших из-за рубежа в Беларусь в первом полугодии 2010 г. легковых машин были подержанными.

Пошлины наши - будут ваши.

Практически все эксперты согласны в том, что наблюдавшийся до недавнего времени в данном сегменте импортный бум был вызван отнюдь не экстраординарным всплеском внутреннего спроса.

Напомним, около 2 лет назад Россия для поддержки своих автопроизводителей установила заградительные (до 30% от таможенной стоимости) ввозные пошлины на иномарки. Они оказались выше белорусских в среднем почти в 4 раза, а в отдельных случаях много больше (в частности, за машину 5 лет с двигателем объемом 3 литра при въезде в РФ надо уплатить 5,8 EUR за 1 куб. см, в Беларуси эта ставка - 0,6 EUR).

Для того чтобы предотвратить приток на российский авторынок более дешевых иномарок из РБ, на границе между двумя странами был возведен непроходимый таможенный барьер.

По мнению аналитиков, с точки зрения как российских автопроизводителей, так и зарубежных автоконцернов, открывших в России сборочные производства, такая протекционистская мера оправдала себя. Поток бэушных автомобилей, ввозимых в РФ, уменьшился в 25 раз! В условиях кризиса это создало дополнительную нишу для сбыта машин местной сборки (прежде всего для продукции опекаемого властями АвтоВАЗа). По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие 2010 г. производство легковых и легких коммерческих автомобилей на всех российских автозаводах выросло на 53,6%.

От добра добра не ищут, и многие эксперты уверены, что в Правительстве РФ возобладает точка зрения главы Минпромторга Виктора Христенко, согласно которой существующие ввозные пошлины на новые и подержанные автомобили не следует снижать вплоть до 2015-

2016 гг. Чуть более лояльной позиции придерживались в Минэкономразвития, предлагая вернуть пошлины на новые иномарки на докризисный уровень - 25%.

Для нас эта полемика имеет интерес в связи с тем, что со вступлением в силу с 1 июля 2010 г. Таможенного кодекса должны были произойти унификация белорусских импортных пошлин с российскими и снятие препятствий для ввоза в РФ легковых авто б/у, приобретенных в РБ. Это создавало для частных лиц и фирм, занимающихся перегоном, потенциальную возможность хорошо заработать.

Загодя импортировав машины по местным, более низким тарифам, можно было после 1 июля продать их россиянам по цене, включающей повышенную ввозную ставку. Под эту перспективу предприимчивыми белорусами и были накоплены немалые товарные ресурсы.

Не все, кто рискует, пьют шампанское.

Однако по ряду причин, первой среди которых наблюдатели называют грядущие президентские выборы (накануне их руководство Беларуси не пожелало рисковать и обострять отношения со значительной частью электората, относящего себя к среднему классу), пошлины на ввоз легковушек б/у физическими лицами было решено не повышать еще 12 месяцев - до 1 июля 2011 г.

А это автоматически перекрыло доступ машинам, ранее растаможенным по льготным ставкам, в Россию. И, соответственно, обвалило конъюнктуру в сегменте подержанных автомобилей на белорусском рынке, так как предложение значительно превысило спрос. В результате в мае - июне стоимость легковых авто б/у снизилась на 10-15%.

И в ближайшее время, как полагают эксперты, ситуация не претерпит серьезных изменений. Даже несмотря на то, что во втором полугодии импорт подержанных автомобилей из-за границы начал значительно сокращаться. Причина в том, что многие ранее ввезенные машины были куплены за заемные средства (взятые иногда даже под залог недвижимости) и по мере приближения срока погашения кредитов владельцы таких авто будут стремиться быстрее продать их, что еще некоторое время будет поддерживать предложение на высоком уровне. А далее его спад, причем весьма глубокий, неизбежен.

И ближе к 1 июля 2011 г. (новому сроку введения унифицированных пошлин), как считает председатель БАА Сергей Михневич, цены на автомобили вновь могут возрасти, подогреваемые спекулятивными настроениями.

Если же говорить о других важных тенденциях, ставших заметными в последнее время, то к ним С. Михневич относит экспансию физических лиц в сегмент новых автомобилей. По его словам, сегодня они завозят уже не менее 2/3 от общего числа вновь зарегистрированных машин, хотя ранее занимались только операциями с подержанной автотехникой.

Этот вывод в общем и целом корреспондируется с данными, приведенными Л. Шабановой. В соответствии с ними белорусские автодилеры за шесть месяцев текущего года продали лишь около 4,4 тыс. новых автомобилей (57,14%). Все остальные новые иномарки были реализованы физическими лицами, которые ввезли их в Беларусь по более низким, чем для юрлиц, таможенным пошлинам.

Когда последние станут первыми.

Говоря о структуре продаж новых автомобилей в разрезе брендов, гендиректор БАА отметила, что в первом полугодии ощущался спрос на российские автомобили. В частности, "Лада" пользовалась наибольшей популярностью среди юридических лиц, что вполне закономерно при действующих правилах игры. Так, в январе - июне этого года в Беларуси было продано около 450 автомобилей этой марки.

Характерно, что за аналогичный период прошлого года их было реализовано примерно такое же количество - 485, но тогда "Лада" занимала лишь третье место в общем рейтинге продаж белорусских автодилеров. Дело в том, что одновременно зафиксировано серьезное падение продаж автомобилей других марок. В частности, машин Volkswagen автодилерами было реализовано почти в 4 раза меньше, чем за первое полугодие прошлого года (369 против 1.467), Toyota - в 8 раз (137 против 1.128), а Peugeot - почти в 3 раза (160 против 477).

В результате отмеченных выше изменений на рынке в число самых продаваемых белорусскими автодилерами автомобилей в первом полугодии попали, помимо "Лады",

Renault (271), Skoda (174), Ford (153), Kia (152), Mitsubishi (133) и Audi (95).

По оценкам С. Михневича, в настоящее время в Беларуси очень активно растет премиум-сегмент. Физическими лицами ввозится большое количество автомобилей дорогих марок: BMW, Cadillac, Lexus, Mercedes, Volvo, Audi и Porsche. При этом продажи автомобильных дилеров, соответственно, падают.

Описывая ценовую ситуацию, он отметил, что стоимость новых авто на нашем рынке увеличилась по сравнению с 2009 г., но несколько уменьшилась по сравнению с началом 2010 г. Связано это с тем, что автопроизводители и их здешние партнеры пытаются адаптировать цены на свой товар к условиям повышенных таможенных пошлин и в определенных случаях готовы идти на существенные уступки. Ввиду этого в настоящее время в Беларуси сохраняется общая тенденция небольшого снижения цен на новые автомобили.

Для того чтобы завершить наш анализ на мажорной ноте, приведем не столь давнее высказывание регионального директора компании Ford по рынкам стран Центральной и Восточной Европы Виктора Мольнера. По его убеждению, в среднесрочной перспективе белорусский рынок вырастет намного больше, чем кто-либо ожидает, и вполне может стать одним из самых емких среди стран Восточной Европы.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Приближающаяся кампания по выборам президента во многом определяет развитие конъюнктуры на автомобильном рынке Беларуси.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика