Чем больше государство будет давить на рынок, тем выше взлетят цены. 21.by

Чем больше государство будет давить на рынок, тем выше взлетят цены

04.06.2011 12:06 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Правительство сверхоперативно выполнило требование президента остановить цены. Такое распоряжение Александр Лукашенко дал на совещании 27 мая, грозя министрам отставкой. На следующий день Совмин принял постановление № 676. Документ утверждает дополнительный перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики. Эксперты указывают на антирыночный характер постановления и предупреждают: оно произведет обратный эффект.

Впрочем, у главы государства свое представление о рыночных механизмах. «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться — вот и вся рыночная мера», — заявил он на совещании.

По словам Лукашенко, рост цен «возможен только с разрешения губернаторов и премьер-министра».

Правительству обещана отставка, если оно «не обеспечит стабильность в стране».

Глава государства также распорядился снять напряжение на потребительском рынке: «Поставьте всех на военные рельсы. Не хватает обуви — тридцать часов работайте, не хватает одежды — пятьдесят часов работайте. Привлекайте людей и не создавайте в стране непонятный ажиотаж».

Больше других «виновными» в торговом ажиотаже, по версии Лукашенко, оказались СМИ. Впрочем, досталось и всему белорусскому народу.

«Как мне было стыдно за белорусский народ, когда я приехал в Казахстан и меня все спрашивали, что происходит в Беларуси, почему пустые полки в магазинах, — заявил Лукашенко. — Мне стыдно было впервые за свою долголетнюю президентскую историю за часть людей, которые создали этот ажиотаж. Ведь нас воспринимают как дикарей. А они (СМИ. — И.Л.) еще специально это подкручивают».

Глава государства призвал сограждан «прекратить в своих квартирах создавать склады»: «Надо, например, один килограмм мяса — купите, но не покупайте десять килограммов. Не потому, что этого не хватает: мы не успеем завезти в магазин в три раза больше, чем было вчера».

Может сложиться впечатление, что «плохие министры» не информируют главу государства о ценовой динамике в торговле.

А она впечатляет. По данным Белстата (при том что официальную статистику многие считают приукрашенной), за четыре с половиной месяца с начала года потребительские цены выросли более чем на 15%. В апреле в Беларуси был отмечен самый высокий за последние восемь лет рост цен — 4,5% по отношению к марту. Для сравнения: в Украине аналогичный показатель был на уровне 1,3%, Казахстане — 0,5%, России — 0,4%.

Продукты питания за апрель подорожали на 5,5%. Цены на овощи выросли на 24,2%, на растительное масло — на 22,4%, на фрукты — на 15,7%. Только в мае на 20% подорожал бензин (в третий раз с начала года), почти на 40% выросли цены на сахар.

В таких условиях, да еще с учетом 56-процентной девальвации рубля, вряд ли можно упрекать белорусов в том, что они, пытаясь сэкономить, закупают товары и продукты впрок.

Выполняя требование главы государства, Совет министров постановлением от 28 мая № 676 утвердил дополнительный перечень социально значимых товаров, «на которые может вводиться временное регулирование цен сроком до 90 дней».

В список включены: живая и свежемороженая рыба (кроме деликатесных видов), соленая сельдь, твердые и мягкие сыры из коровьего молока, перловая, ячневая, овсяная крупы, овсяные хлопья без вкусовых и иных добавок, свежие огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины, кофе, чай, поваренная пищевая соль (кроме морской), субпродукты из говядины и свинины первой и второй категорий, из мяса кур и цыплят, вареные колбасы, сосиски, кровяные и ливерные колбасы, синтетические моющие средства.

Кроме того, установлено, что до 1 июля не могут повышаться цены (тарифы) на ряд социально значимых товаров (работ, услуг).

В свою очередь, Министерство экономики приняло постановление «О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней».

Документ устанавливает предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами Беларуси, на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться министерством.

Кроме того, как заявил 3 июня заместитель министра экономики Андрей Тур, подготовлен проект указа по сдерживанию роста цен.

«В нем очень четко определены понятия сговора, недобросовестной конкуренции и доминирующего положения на рынке, придание возможности антимонопольным органам осуществлять мониторинг и контроль», — подчеркнул Андрей Тур.

Независимые аналитики отмечают: власти в очередной раз демонстрируют, что заявления о либерализации экономики для них — лишь популистские декларации.

Что касается конкретно ценообразования, то, напоминают эксперты, не далее как в феврале был принят указ президента № 72, который свел к минимуму список товаров и услуг, регулируемых государством ввиду их особой социальной значимости.

Комментируя тогда указ, руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин назвал его «значительным прогрессом в решении одного из самых болезненных для белорусских предпринимателей вопросов — свободы ценообразования».

При этом он подчеркивал, что указ опоздал лет этак на 15. Ценообразование в Беларуси давно стало «сложной и запутанной процедурой, требующей бесконечных калькуляций и согласований», отмечал Балыкин.

«Президент наконец-то сделал реальный шаг в сторону либерализации экономики и отменил необходимость составления калькуляций и согласования цен», — говорил экономист.

Комментируя последние события, Балыкин заявляет: расширение госрегулирования в торговле вызовет обратный эффект — приведет к росту цен и дефициту товаров.

«Это абсолютно не рыночное решение, которое не даст ничего хорошего ни населению, ни бизнесу, — утверждает эксперт. — Торговым организациям при ограничении надбавок выгоднее продавать более дорогой товар. Его цену можно накрутить, пропустив через цепочку легальных и нелегальных посредников. В ответ государство может ввести какие-то санкции, но риски штрафных санкций опять-таки будут заложены в цену товара».

Он напомнил, что чиновники уже неоднократно «вводили разного рода монополии — то на рыбу, то на сахар».

«И каждый раз цены росли. Хотя мотивы всегда были благими: необходимость насыщения рынка товарами и снижения цен», — говорит Балыкин.

Таким образом, отметил он, чем больше государство будет давить на рынок, тем выше взлетят цены.

«Если же давление государства вдруг окажется эффективным и рост цен удастся приостановить, то может появиться дефицит — ведь товаров на рынке больше не станет, а от идеи печатать деньги белорусские власти, похоже, отказываться не собираются. А где дефицит — там и черный рынок, коррупция», — заметил эксперт.

Подобные меры не только влекут негативные последствия для внутреннего рынка, но и пугают зарубежных инвесторов, подчеркнул Балыкин.

«Мне эти решения напоминают печально известное постановление Совмина № 991, которым фактически запрещалось посредничество (это постановление потом было отменено). Государство, с одной стороны, объявляет либерализацию, а с другой — своими действиями всех пугает. Оно, как только появляются проблемы, берет в руки дубинку и начинает бить по головам», — заметил лидер бизнес-ассоциации.

«Лучший регулятор цен — это невидимая рука рынка, о которой говорил еще Адам Смит. Государству, для того чтобы действительно снизить цены, нужно просто проводить грамотную макроэкономическую политику и не накачивать экономику пустыми деньгами, всячески укреплять доверие к национальной валюте. Тогда население не будет стремиться избавляться от денег, вкладывая зарплату в товары», — резюмировал Сергей Балыкин.



Ирина ЛЕВШИНА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Правительство сверхоперативно выполнило требование президента остановить цены...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика