Белорусские экспортеры хорошо заработали на поставках продукции на внешние рынки. За январь-май 2011 года экспорт товаров вырос на 5,6 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вместе с тем за этот же период белорусские предприятия недополучили 10 трлн. рублей или почти 2 млрд. долларов валютной выручки. Именно настолько за 5 месяцев выросла дебиторская задолженность иностранных покупателей перед белорусскими субъектами хозяйствования.
Ситуацию нельзя назвать критической. По сравнению с 1 июня 2010 года внешняя просроченная дебиторская задолженность выросла в 1,7 раза и составила почти 1,8 трлн. рублей или около 360 млн. долларов. То есть лишь 18% от общей внешней дебиторской задолженности. Но в условиях нынешнего кризиса любая валюта и в любом количестве для предприятий — на вес золота.
По оценкам экспертов, тенденция роста неплатежей продолжится, что будет негативно сказываться на финансовой устойчивости ряда предприятий. Это обязывает субъекты хозяйствования искать варианты минимизации рисков неплатежей.
По мнению Геннадия Мицкевича — гендиректора занимающегося страхованием внешнеэкономической деятельности предприятия «Белэксимгарант», одним из таких эффективных инструментов является страхование экспортных контрактов, а также экспортных кредитов, выданных белорусскими банками.
«В период мирового финансового кризиса многие белорусские предприятия столкнулись с неплатежами. Однако те субъекты хозяйствования, которые воспользовались механизмом страхования, смогли минимизировать свои риски в части получения валютной выручки. Всего за 4 года выплаты предприятиям по застрахованным экспортным контрактам со стороны «Белэксимгаранта» составили 35 млрд. рублей в эквиваленте. Основная доля пришлась как раз на период кризиса», — отметил Геннадий Мицкевич во время прошедшего в Минске круглого стола руководителей загранучреждений Беларуси и руководителей белорусских предприятий.
Между тем механизм страхования позволяет не только противостоять кризисным явлениям и неплатежам. Это еще и эффективный инструмент наращивания экспорта, его диверсификации и успешной конкуренции на внешних рынках.
«Ведь конкуренция заключается не только в качестве продукции, но и в условиях расчета за нее. И покупателю интересны более льготные условия расчета, в частности, отсрочка платежа, а не предоплата», — констатировал гендиректор «Белэксимгаранта».
По его словам, среди всех субъектов хозяйствования, которые сегодня страхуют свои экспортные контракты и кредиты, примерно 25% составляют предприятия частного бизнеса.
«Почти все предприятия нашего парфюмерного бизнеса страхуют экспортные контракты на поставку продукции с отсрочкой платежа. И когда в 2009 году ряд компаний начали сокращать экспорт из-за большого риска неплатежей, эти предприятия, наоборот, нарастили экспорт в 1,5 раза», — подчеркнул Геннадий Мицкевич.
С одной стороны, система страхования экспорта в Беларуси постепенно набирает обороты. Так, за прошлый год темпы роста экспорта товаров составили 18,4%, в то время как страховое покрытие контрактов увеличилось на 33%.
В прошлом году «Белэксимгарант» застраховал экспортные контракты на сумму более 915 млрд. рублей. Фактически, при отсутствии такого механизма белорусский экспорт оказался бы меньше на эти 915 млрд. рублей, отмечает Геннадий Мицкевич. Однако с точки зрения общих объемов белорусского экспорта — это мизер. В прошлом году объем страхового покрытия по всему экспорту составил 1,21%. Тем не менее, в текущем году объем страхования контрактов планируется увеличить на 25%.
Дальнейший рост объемов экспорта и страхования контрактов будет зависеть не только от желания самих экспортеров минимизировать свои риски, но и от уровня предлагаемой ими для поставок на внешние рынки продукции.
«Надо поставлять высоколиквидную наукоемкую продукцию, а не мелочевку, с которой потом стыдно идти на переговоры. И чтобы поставляемая продукция была приоритетной для страны-покупателя», — обратили внимание гендиректора «Белэксимгаранта» представители загранучреждений.
Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев со своей стороны предложил создать в Беларуси специализированные компании, которые бы занимались реализацией продукции, произведенной предприятиями малого бизнеса.
«В Турции малый бизнес может сам продавать, например, шубы, а может отдать товар для реализации специализированной компании. В Беларуси также надо создать такие компании. А «Белэксимгарант» страховал бы малый бизнес не по отдельности, а в целом компанию».
Еще одним фактором роста белорусского экспорта может стать экспортный банк для кредитной поддержки белорусских экспортеров.
«Сегодня не работает такой механизм, как экспортное кредитование на льготных условиях, потому что у нас нет специализированного экспортного банка. С одной стороны, все коммерческие банки Беларуси могут выдавать такие кредиты. С другой, количество выданных кредитов — единицы», — отмечает Геннадий Мицкевич.
По мнению Михаила Ковалева, ориентированный на экспорт банк не помешает. Но гораздо важнее, на его взгляд, обязать все белорусские банки кредитовать зарубежных покупателей белорусской продукции.
«Банки выдают много кредитов, которые используются для покупки импортных товаров. Но нам надо учиться кредитовать нерезидентов, чтобы они получали заемные средства на покупку белорусской продукции в рублях, а возвращали в валюте. Это делают все небольшие страны, поэтому все наши банки должны быть экспортными», — подчеркнул Ковалев.