Не успел Александр Лукашенко отсрочить дату выхода страны из валютного бардака на очередные полтора-два месяца, как в финансовых кругах пошли разговоры о том, что такая медлительность горазда аукнуться властям проблемами. В частности, Беларусь может не получить в запланированные сроки 400 млн. долларов кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Названная сумма — это второй транш от кредита в 3 млрд. долларов. Первый транш в размере 800 млн. долларов был получен и зачислен в золотовалютные резервы еще в июне. В 2012-2103 годах Беларуси светят еще почти 2 млрд. долларов.
Но чтобы их получить, Беларусь должна в срок выполнять взятые на себя обязательства. Прежде всего, придерживаться оговоренной антикризисной программы, которая предусматривает унификацию курса, стабилизацию золотовалютных резервов, восстановление доверия к национальной валюте у населения.
Однако, по мнению директора по корпоративному финансированию Евразийского банка развития Дмитрия Красильникова, как раз в этой части прогресса официальный Минск и не продемонстрировал. А, учитывая, что бездействие белорусских властей приобрело хроническую форму, есть опасения, что процесс не сдвинется с мертвой точки и к сроку получения второго транша. Формально это может стать поводом отложить дату предоставления очередной части кредита.
Конечно, деньги не такие уж и большие, учитывая, что на этот год, по оценкам экспертов, нам нужно раз в 10 больше.
«Глубина текущего кризиса в Республике Беларусь значительна, а необходимость в средствах для финансирования внешнего разрыва и пополнения международных резервов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны, больше суммы рассматриваемого кредита. Необходима мобилизация значительных дополнительных ресурсов, как по линии недолговых инструментов (поступлений от приватизации), так и за счет займов международных финансовых институтов, прежде всего — МВФ и Всемирного банка», — говорится в заключении Евразийского банка развития по заявке Беларуси на получение кредита.
Опыт взаимодействия Беларуси с МВФ в тоже время показал, что кредитные ресурсы можно получать, не выполняя всех обязательств. Но есть большие сомнения, что и Россия наступит на те же грабли и не стребует с Беларуси выполнения если не всех, то основных обязательств.
«При отсутствии структурных реформ или при их медленном продвижении, эффект макроэкономических корректировок, поддерживаемых кредитом, будет неполным или неустойчивым», — отмечается в заключении ЕАБР.
Перед Нацбанком Беларуси стоит другая проблема — наращивание ЗВР. Это, кстати, также входит в пакет обязательств по кредиту. И даже 400 млн. долларов (хотя от продажи «Белтрансгаза» можно получить 2,5 млрд. долларов, вопрос лишь, сразу или по частям) Нацбанк, конечно же, будет заинтересован побыстрее зачислить в ЗВР. Тем более, это в его интересах, если власти и впрямь решатся вдруг на интервенции для решения проблем на валютном рынке.
Министерство финансов России, тем не менее, предлагает не спешить с выводами и считает преждевременным говорить об изменении графика предоставления кредита Беларуси по линии ЕврАзЭС.
«По мнению Минфина России, на данный момент пока преждевременно говорить о том, будет ли предоставлен второй транш кредита по ранее согласованному графику или позднее, — заявил руководитель пресс-службы министерства Андрей Матвеев. — Решение принимается на основании индикаторов осуществления мер по стабилизации экономики, определенных условиями предоставления кредита».
Представитель Минфина напомнил, что окончательное решение должен принимать совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС, который возглавляет вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин.
«Дата заседания совета по этому вопросу пока точно не определена, но это должно произойти не ранее октября нынешнего года. Считаем, что до этого времени говорить о том, как выполняются те или иные условия предоставления кредита, преждевременно», — отметил Андрей Матвеев.
Экономист Сергей Чалый соглашается с мнением российского Минфина.
«Может быть, формально есть какой-то повод у фонда ЕврАзЭС отсрочить выдачу очередного транша. Но если ссылаться на антикризисную матрицу, то основные пункты мы выполняем. Нацбанк прекратил валютные своп-сделки с коммерческими банками, а правительство заявило о прекращении эмиссионного кредитования. Да, пока еще власти не довели долю участия населения в оплате жилищно-коммунальных услуг до 30%. Но все равно пока рано говорить о невыполнении обязательств. Решение будет приниматься по итогам октября».
Как раз к этому времени Александр Лукашенко и обещает стабилизировать ситуацию на валютном рынке. Правда, что в действительности получится сделать у правительства и Нацбанка, прогнозировать сложно.
Хотя определенные шаги в рамках выполнения своих обязательств власти действительно не только продекларировали. Например, как заявил начальник главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономики Антон Долговечный, в текущем году финансирование государственных программ уже сокращено на 10 трлн. рублей. Планируется, что эта цифра увеличиться еще на 4-5 трлн. рублей. Всего, как пообещало правительство, объем кредитования госпрограмм из правительственных источников в 2011 году не будет превышать 4% ВВП.
Но вот отказаться от эксплуатации печатного станка, опасаются эксперты, властям будет сложнее. Это означает, что Нацбанк, скорее всего, продолжит вбрасывать в экономику необеспеченные ресурсы. Хотя по условиям получения кредита Нацбанк должен был принять постановление о прекращении эмиссионного кредитования еще с 1 июля 2011 года.
Судя по тому, как Нацбанк активно печатает деньги, опасения экспертов могут оправдаться. В этом случае ни о какой стабилизации на валютном рынке не может быть и речи. Более того, это создает угрозу для очередной девальвации. И тогда потребуются более серьезные кредиты, иначе подушка безопасности попросту сдуется.