Как переплелись интересы литовского бизнеса и белорусского государства?. 21.by

Как переплелись интересы литовского бизнеса и белорусского государства?

19.09.2011 10:10 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как переплелись интересы литовского бизнеса и белорусского государства?


Резкая критика в адрес белорусской оппозиции, прозвучавшая недавно из уст президента Литвы Дали Грибаускайте, возможно, имеет под собой экономическую основу. Именно на прошлой неделе было официально объявлено о крупнейшем в истории Литвы транзитном контракте с Беларусью на перевалку нефтепродуктов. Как переплелись за последние годы интересы литовского бизнеса и белорусского государства анализирует "Завтра твоей страны".

Отношения "на мази"

Исторический контракт подписали на днях Белорусская нефтяная компания (при участии дочерней компании "Трансхема") и литовский нефтетерминал Klaipedos nafta.

Согласно информации на официальном сайте Klaipedos nafta, в течение 2011-2012 годов БНК и "Трансхема" отгрузят через нефтетерминал около 2,5 млн тонн мазута, произведенного на Мозырском НПЗ и Новополоцком "Нафтане".

Генеральный директор Klaipedos nafta Рокас Масюлис в комментарии для литовских СМИ назвал этот контракт, позволивший литовской компании полностью закрыть портфель заказов на 2012 год, "историческим соглашением".

По его словам, если не считать отгрузок масел с расположенного на территории Литвы польского завода Orlen, это крупнейший контракт в истории Klaipedos nafta. Объем контракта Klaipedos nafta и "Трансхемы" на 2010-2011 год составил 720 тыс. тонн мазута.

Литовская сторона отмечает, что взаимовыгодное сотрудничество БНК и Klaipedos nafta продолжается уже четыре года. В прошлом году литовский терминал выступал связующим звеном для перевалки в Беларусь венесуэльской нефти. Также через Клайпеду вывозился выработанный в Беларуси из венесуэльской нефти мазут для англо-голландского концерна Shell.

Рокас Масю лис высказал уверенность, что в будущем белорусские производители будут отправлять через Клайпеду не только темные нефтепродукты, но и светлые: бензин, дизельное топливо.

За и нтересованность Klaipedos nafta в белорусских заказах подтверждается финансовыми результатами. Белорусские партии нефтепродуктов, следующие через Клайпеду, позволили терминалу зарабатывать даже тогда, когда остановился на ремонт один из основных клиентов -- завод Orlen Lietuva. Как сказано в отчете компании за первое полугодие 2011 года, доход Klaipedos nafta по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 26% (до 18,5 млн евро), а чистая прибыль на 58% (до 8 млн евро).

Транзитные воротилы

Сотрудничество с белорусскими властями приносит хорошую прибыль не только нефтетерминалу Klaipedos nafta .

Сейчас белорусские товары составляют в общем объеме транзита через Литву около 30% всего потока и, в частности, обеспечивают до 25-30% загрузки Клайпедского порта. По итогам 2010 года белорусские грузы обеспечили 66% всего объема транзитных грузов через Клайпедский порт, что на 30% больше, чем в 2009 году.

Выгоду извлекает как государство в целом, так и частный бизнес Литвы. Ключевой фигурой белорусско-литовского транзита является литовский миллионер владелец Achemos grupe Брониславос Лубис . Его интересы простираются на две главные позиции белорусского транзита через Литву: нефтепродукты и удобрения.

Achemos grupe является вторым по величине после государства совладельцем упоминавшейся выше компании Klaipedos nafta. У государства -- 70,63% акций нефтетерминала, у Achemos grupe – 9,58%.

Кроме того, Achemos grupe – основной акционер крупнейшей литовской стивидорной компании KLASCO . Ей принадлежит один из двух терминалов в Клайпеде, через которые осуществляется перевалка белорусских удобрений.

Начиная с 2007 года, Клайпеда вышла в лидеры по перевалке белорусских удобрений в соперничестве с латвийским Вентспилсом и сохраняет эту позицию до сих пор. В 2007 году через Клайпеду прошло 2,75 млн тонн удобрений, а через Вентспилс – 2,46 млн тонн. Если в 2008 году через литовский порт было отгружено 3,05 млн тонн удобрений, то через латвийский – 1,39 млн тонн.

В 2009 году Вентспилс вообще выпал из планов "Беларуськалия" , а через Клайпеду было отгружено 2,437 млн тонн белорусских удобрений. В 2010 году поставки удобрений через Вентспилс были возобновлены, но уже в начале 2011 года приостановлены по экономическим причинам.

Для KLASCO Лубиса "Беларуськалий" – один из ключевых клиентов. В 2010 году доля белорусских грузов в объем транзита, прошедешего через компанию, составила 60%. Бизснемен запланировал инвестировать 45 млн литов (примерно 18 млндолларов) в терминал сыпучих грузов и начать в 2012 году строительство именно с надеждой на увеличивающийся поток белорусских удобрений. По отчетам за первое полугод ие 2011 года, перевалка сыпучих грузов на KLASCO увеличилась на 36% по сравнению с прошлым годом. Главная роль в положительной динамике принадлежала удобрениям. "Радует позиция нашего президента Дали Грибаускайте, что при оценке Беларуси нельзя ставить знак равенства между властью, народом и экономикой. Санкции Евросоюза в отношении Беларуси коснулись только властей, но не коснулись народа и экономики. Наши партнеры в Беларуси не попали в эти списки и смогут приехать к нам на переговоры", -- приводит слова Брониславоса Лубиса литовское издание Jura 24.

Еще один оператор по перевалке белорусских удобрений -- компания Biriu kroviniu terminalas, подконтрольная бизнесмену Игорису Удовицкису, также получает от этого бизнеса немалые доходы. По словам руководства Birių krovinių terminalas, по объемам первого полугодия 2011 года компания уже работает с годовой мощностью 3,7 млн тонн, превышая нынешнюю мощность терминала.  
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Резкая критика в адрес белорусской оппозиции, прозвучавшая недавно из уст президента Литвы Дали Грибаускайте, возможно, имеет под собой экономическую основу....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика