Белорусское руководство, не сумевшее привлечь деньги на Западе, пытается найти их на Востоке, развивая сотрудничество с идеологически близким Китаем. Впрочем, больших успехов в этом направлении пока не удалось достичь. Да, Китай активно кредитует Беларусь, но вот инвестиции вкладывать не спешит. К тому же осторожный, прижимистый в плане приватизации Минск не разгонится уступать прагматичным китайцам активы по дешевке.
Сентябрьскую новость о том, что Китай выделит Беларуси кредит на миллиард долларов, разнесли многие СМИ. Условия кредитования действительно выглядят привлекательно. Как сообщил БелаПАН источник в белорусских органах госуправления, кредитная линия, которую Китай открыл для Минска, предполагает выделение льготных ресурсов.
Во-первых, срок, на который Китай готов выделять кредиты под белорусские проекты, составляет от 10 до 15 лет. Во-вторых, низка процентная ставка. По данным БелаПАН, достигнутые договоренности с Китаем предполагают, что Беларусь будет получать кредитные ресурсы под ставку LIBOR + 3%. С учетом того что ставка LIBOR ниже одного процента годовых, можно с уверенностью говорить о льготном характере китайских кредитов для Беларуси.
Чтобы понять, насколько дороже обойдутся сегодня Беларуси западные деньги, следует обратить внимание на котировки белорусских еврооблигаций. В сентябре доходность по ним достигла 18-19%. Доходность по облигациям считается бенчмарком (ориентиром) для размещения новых выпусков. Иными словами, если Минск сейчас разместит на европейском рынке облигации, то западные инвесторы, напуганные валютным кризисом в Беларуси, согласятся выдать ее властям деньги под 18-19% годовых.
Сумасшедших финансистов в белорусском правительстве, к счастью, нет, и чиновники — официально и в кулуарах — говорят, что привлекать деньги под такие процентные ставки было бы безрассудно.
Кредитные же ресурсы Китая, как видим, раз в пять дешевле. Поэтому стремление белорусского руководства дружить с Пекином объяснимо. Другое дело, что Поднебесная выделяет Беларуси льготные кредиты не просто так. Ключевая особенность китайских ресурсов — в их связанном характере. То есть на эти деньги белорусская сторона может закупать лишь китайское оборудование.
Привлекаемые китайские ресурсы некоторые чиновники в Беларуси считают инвестициями. И уж тем более охотно журналисты белорусского телевидения именуют инвестором китайский «Эксимбанк», который выделяет Беларуси кредиты.
«Риторика, что в Беларусь пришел китайский инвестор, не соответствует действительности, — подчеркивает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц. — В данном случае китайская сторона выступает не в роли инвестора, а в роли кредитора».
Принципиальное отличие кредитора от стратегического инвестора, продолжает эксперт, состоит в том, что последний несет полную ответственность за возврат своих средств. «Этот вариант нам гораздо выгоднее, так как стратегический инвестор приносит не только деньги, но и технологии, делится своей системой сбыта, менеджмента», — говорит Георгий Гриц.
Роман Осипов, директор департамента инвестиций инвестиционной компании «Юнитер», разделяет такую точку зрения.
«Не нужно путать инвестиции и кредиты — это совершенно разные вещи. Если Китай будет вкладывать в Беларусь именно инвестиции, а не кредиты, то такое сотрудничество может принести нам много пользы», — подчеркивает Осипов.
По оценкам эксперта, сегодня в Китае большой излишек денежных средств и «китайцы не успевают их осваивать».
«Поэтому они активно смотрят на страны с низкой конкуренцией. Беларусь к таким странам относится. Европа по известным причинам не спешит сюда вкладывать деньги, и поэтому уровень конкуренции у нас остается на низком уровне. Но если бы Китай нам не кредиты давал, а строил предприятия за собственный счет, это было бы большим плюсом для нас», — убежден Роман Осипов.
По его мнению, приход китайских инвесторов в Беларусь мог бы очень позитивно повлиять на экономику страны.
«Предприятие с оборотом в 100 млн. долларов в Китае считается малым, а у нас относится к средним. Приход даже сравнительно небольших инвесторов из Китая может иметь для нас ощутимый эффект. Поэтому нужно добиваться привлечения именно китайских инвестиций, а не кредитов», — считает Осипов.
Во время сентябрьского визита китайской делегации в Беларусь было подписано соглашение о том, что Поднебесная примет участие в здешней приватизации. Вопрос в том, чем такие намерения закончатся.
Попытки других иностранных инвесторов приобрести кое-что из белорусского «фамильного серебра» ранее потерпели неудачу. Кроме этого, как отмечают источники БелаПАН в белорусских органах госуправления, «китайцы сильно торгуются и всегда стремятся получить максимально выгодные условия».
По этой причине китайские инвесторы могут как раз и не договориться с белорусскими властями, которые, как известно, тоже сильно торгуются и хотят получать реальные деньги, продавая даже металлолом.