Административный ресурс проигрывает росту цен. 21.by

Административный ресурс проигрывает росту цен

13.12.2011 16:32 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Руководство белорусской столицы считает, что роста цен в канун Нового года быть не должно, мол, для этого оснований нет. Однако реалии рынка идут вразрез с видением ситуации из горисполкомовских кабинетов.




Нет оснований?

В Минске до конца года никакого роста цен быть не должно. Такую задачу поставил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько на оперативном совещании в Мингорисполкоме. При этом мэр констатировал, что в розничной торговой сети цены на некоторые виды товаров уже увеличились, хотя по его словам, для роста цен на продовольственные и непродовольственные товары нет оснований.

«Доллар не подорожал. Курс доллара колеблется, но не принципиально. Почему тогда цены на некоторые виды товаров повысились на 10-15%? Никакого роста цен до конца года быть не должно», — цитирует Николая Ладутько БЕЛТА.

Аналогичное требование председатель Мингорисполкома высказал и по отношению к рынкам: «На рынках тоже никакого всплеска цен быть не должно. Количество посетителей рынков увеличилось примерно на 40%. Это создает условия, чтобы недобросовестные продавцы повысили цены на товары. Такие движения по продовольственным и непродовольственным товарам, к сожалению, есть».


Рост цен остановить не удается

Однако справедливо ли катить все бочки за высокие цены только на торговлю? Она ведь всего лишь последнее звено в длинной цепи между производителем и покупателем. С таким мнением согласен заместитель председателя Мингорисполкома Владимир Колтович.

Нельзя сказать, что цены завышает торговля, отметил чиновник на пресс-конференции 9 декабря. Розничные цены определяются отпускной ценой, а торговые организации лишь берут причитающиеся им наценки. Более того, расширение перечня социально значимых товаров увеличило количество продуктов, на которые торговая надбавка регулируется государством.

Как уже отмечали Naviny.by, в целом рентабельность продовольственной торговли из-за регулирования цен и кризиса снизилась до 1,1%. Как отметил Владимир Колтович, уровень валового дохода торговли в отношении к розничному товарообороту составил за январь-сентябрь 2011 года 21,3%. Для сравнения: за соответствующий период 2010 года — 21,4% (в том числе в продовольственной сети 18,1% за девять месяцев 2011-го и 18% за соответствующий период 2010 года, в непродовольственной сети — 23,1% и 22,9% соответственно).

«Из этих показателей четко видно, что торговля в этом году устанавливала торговые надбавки в тех же процентных отношениях, как и в прошлом году», — отметил зампред Мингорисполкома. Таким образом, искать причину высоких цен надо не в торговле. «Абсолютно ответственно говорю, что цены повышались, прежде всего, производителями исходя из издержек производства», — отметил Владимир Колтович.


И у административного ресурса есть предел

Пристально следящий за ценовым вопросом Комитет государственного контроля также не находит оснований для серьезных упреков в адрес торговли, так как «основа формирования цен находится в руках отечественных товаропроизводителей и импортеров товаров». Как было заявлено на коллегии КГК, рост цен у производителей с начала года составил 204,3%.

«Более расторопные импортеры, в основном частники, еще до объявленного в конце мая ценового моратория заложили в отпускные цены ввозимых товаров возможные коммерческие риски (взвинтив цены не менее чем втрое по сравнению с 2010 годом)», — сообщает КГК. В ведомстве считают, что «такой подход до сих пор позволяет импортерам полностью возмещать понесенные затраты на ввоз и реализацию товаров».

При этом нельзя забывать, что и производители, и импортеры являются заложниками экономической ситуации. Они вынуждены были закладывать в отпускные цены риски, связанные с нестабильностью национальной валюты.

Кроме того, существенное влияние на формирование розничных цен оказывает и рост цен на энергоносители для юридических лиц, то есть производителей.

Как отметил Владимир Колтович, в большинстве стран Европы и СНГ население платит за электроэнергию по тарифам в полтора-два раза дороже, чем производители, а в Беларуси ситуация противоположная. Электричество, например, обходится населению почти в семь раз дешевле, чем производителю. Такая вот социальная поддержка всех и каждого.

Но это только одна сторона медали. Другая — проблемы с ассортиментом продовольственной продукции, например, низкожирной молочной продукции, цены на которую регулируются Министерством экономики.

Работать себе в убыток, продавая то же молоко за две тысячи рублей, производители сегодня могут только из-под палки госрегулирования. Например, для предприятий вводятся жесткие графики обязательных поставок продукции в магазины. Однако административный ресурс имеет свой предел и, как показывает практика, может быть обойден.

Комитет госконтроля констатирует: производители поставляют в магазины низкожирные молоко, кефир, однако для ухода от госрегулирования эту продукцию они изготавливают с различными добавками. В этом случае товар уже не является социально значимым и реализуется по свободным ценам.

Цена товара, подчеркнул Владимир Колтович, должна соответствовать затратам производителя и быть рентабельной. Невозможно посредством сдерживания цен поддерживать все население страны. Ведь то же дешевое молоко покупают как люди с зарплатой в три миллиона рублей, так и пенсионеры. По мнению Колтовича, социально незащищенные граждане должны иметь возможность купить дешевое молоко, а все остальные — платить цену, соответствующую затратам.

«В стране необходимо целенаправленно развивать социальную адресную помощь. Государство не может датировать все население», — подчеркнул зампредседателя Мингорисполкома.



Елена СПАСЮК

 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Руководство белорусской столицы считает, что роста цен в канун Нового года быть не должно, мол, для этого оснований нет. Однако реалии рынка идут вразрез...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика