По уровню экономической свободы Беларусь — одна из худших стран в Европе и мире. Это в очередной раз подтвердили результаты ежегодного рейтинга экономической свободы американского института The Heritage Foundation. И, как полагают эксперты, уровень экономической свободы в наступившем году, скорее всего, будет только ухудшаться.
В рейтинге по итогам 2011 года Беларусь осталась в группе «абсолютно несвободных» стран, заняв 153-е место. Причем среди европейских стран она оказалась предпоследней, опередив лишь Украину.
Составители рейтинга отмечают: несмотря на определенный прогресс, Беларусь осталась страной с «репрессивной экономикой». Они констатируют, что «государство продолжает вести политику активного вмешательства в экономику, права частной собственности должным образом не защищены, широко распространена коррупция как в частном, так и государственном секторах».
Тем не менее, если сравнивать с прошлым рейтингом, ситуация с экономической свободой в стране чуть-чуть улучшилась. Беларусь поднялась на две позиции — со 155-го на 153-е место. Да и в целом за последние несколько лет Беларусь слегка поправила свое положение. Если по итогам 2008 года она находилась на 167-м месте, то по итогам 2009 года оказалась уже на 150-м. В 2010 и в 2011 годах Беларусь осталась примерно на одном уровне.
Конечно, надо учитывать, что рейтинг The Heritage Foundation — это отчасти субъективная оценка экспертами положения дел в экономике той или иной страны, так как далеко не все идет в зачет.
«Однако исследование указывает направление движения. Страны, которые обладают экономической свободой, быстрее растут, у них быстрее повышается благосостояние населения, лучше социальные параметры, успешнее идет борьба с коррупцией, — констатирует экономист Ярослав Романчук. — И чтобы преодолеть дистанцию от 153-го до 50-го места, на которое когда-то намекал Нацбанк, нужно проводить системные реформы».
Эксперт убежден, что никто не мешает белорусским властям начинать реформы, которые, например, привели Эстонию на 16-е место в рейтинге The Heritage Foundation. Он напомнил, что Эстония успешно реализовала принцип свободной торговли, провела приватизацию больших и малых предприятий, масштабную налоговую реформу.
«Например, там долгое время для субъектов хозяйствования существовали налоговые льготы в случае реинвестирования прибыли. Также Эстония успешно переняла скандинавскую дисциплину в отношении прав собственности — и получила результат», — отмечает экономист.
Уровень экономической свободы существенно повышают даже африканские страны, констатирует собеседник. В качестве примера он привел Маврикий, который занял в рейтинге 8-е место, став первой африканской страной, вошедшей в топ-10 самых свободных экономик мира.
«Зато Беларусь, находясь в центре Европы, выглядит типично африканской страной по степени экономической свободы, по отношению к частной собственности, к свободной торговле. И когда надо действовать, власти опираются на те решения, которые давно себя дискредитировали», — подчеркивает Романчук.
А ведь еще год назад бизнес грезил об активной либерализации и предвкушал, сколько экономической свободы получит после реализации директивы № 4. Но исполнение пунктов директивы продвигается с большим скрипом, а своими запретами, ограничением доступа к валюте, регулированием даже якобы свободных цен власти показали, что в условиях нынешнего белорусского режима свобода бизнесу может только сниться.
«И пока я не вижу предпосылок, что в этом году в части экономической свободы что-то изменится к лучшему, не вижу желания властей проводить реформы. Пока не видно большого желания проводить ценовую либерализацию, ожидается ужесточение деятельности посреднических организаций, почти не движется процесс приватизации», — отмечает Романчук.
Более того, власти взяли курс на ужесточение и ухудшение условий ведения бизнеса. И здесь уместнее говорить о росте экономической несвободы. Особенно в этом плане стараются налоговые органы. Не успели многие субъекты хозяйствования переварить требования налоговиков (по распоряжению Комитета госконтроля) уплатить задним числом экологический налог, который был отменен год назад, как на горизонте — новая напасть.
Как сообщил председатель Координационного совета индивидуальных предпринимателей Анатолий Змитрович, из Министерства по налогам и сборам в облисполкомы пришли новые ставки единого налога. И ставки для предпринимателей планируется повысить в 2,5-3 раза. «Но откуда власти взяли, что у индивидуальных предпринимателей настолько выросли доходы, чтобы платить такой налог?», — недоумевает Змитрович.
По его словам, рост налоговой нагрузки вместе с ожидаемым ростом арендных платежей приведет к массовым банкротствам предпринимателей. Из чего Змитрович сделал вывод, что «либерализация в Беларуси закончилась. Учитывая ухудшение условий для ведения бизнеса, предприниматели начнут уезжать в другие страны, что в принципе уже и происходит».
Экономист Антон Болточко, со своей стороны, подчеркнул, что оправдались худшие прогнозы экспертов: вместо того чтобы стимулировать предпринимательскую инициативу, проводить либерализацию, власти взялись за счет бизнеса затыкать дыры.
«Идет зажим предпринимательской инициативы. Власти находят крайних и за счет ухудшения условий их деятельности путем принятия нормативных актов затыкают дыры. Думаю, этот процесс будет продолжаться. Власти будут закручивать гайки именно в частном секторе», — прогнозирует эксперт.
При этом он не исключает, что государство монополизирует экспорт и импорт. «Этот процесс уже идет, так что можно ожидать, что уровень экономической свободы по итогам 2012 года упадет», — считает Антон Болточко.
Тем не менее, отмечает, в свою очередь, Ярослав Романчук, есть факторы, которые могут вынудить власти изменить политику в отношении бизнеса.
«Одним из факторов, который будет заставлять власти быстрее двигаться в сторону экономической свободы, — это Единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном», — отметил экономист.
Кроме того, он не исключает, что во второй половине 2012 года, когда экономику сильно прижмет, правительство «через не могу» начнет откручивать гайки и более активно проводить либерализацию.