Планы строительства в Смолевичском районе под Минском Китайско-белорусского индустриального парка вызвали неоднозначную реакцию у жителей этого района. Новость о реализации масштабного проекта они восприняли без энтузиазма. Сарафанное радио мигом разнесло отнюдь не благую весть о том, что участок в 80 кв. км в Смолевичском районе якобы сравняют с землей, чтобы построить фабрики и заводы.
Волнение общественного мнения в региональном масштабе началось после сообщения о том, что парламент ратифицировал межправительственное соглашение о создании Китайско-белорусского индустриального парка (к слову, это единственный официальный документ, который фигурирует в этой истории).
По условиям соглашения местом расположения парка является Смолевичский район Минской области, его планируемая площадь — около 80,48 квадратных километров, площадь развиваемой на первом этапе территории — 4 квадратных километра. Обратите внимание: на данный момент только эти сведения можно считать достоверной официальной информацией. Других документов, определяющих границы парка, его объекты, условия работы и т.д., не существует! Эти документы предстоит разработать Совету Министров в течение шести месяцев после вступления закона о ратификации в силу. То есть к июню 2012 года (закон подписан Президентом 7 января 2012 года).
Версия неофициальная
Вслед за официальной в интернете появилась неофициальная информация: о разработанном проекте указа, где обозначены границы зоны отчуждения под строительство парка. Размещена даже карта объектов парка. Реакция жителей территорий, которые обозначены на этой карте, не заставила себя ждать. Народ начал беспокоиться и задаваться вопросом: а попадает ли мой участок в зону отчуждения?
Инициативные члены садовых товариществ стали проводить собрания, на которых демонстрируют полученный из неких надежных источников проект указа с обозначением границ участка, где расположится парк. Они разъясняют тем, кто еще не в курсе, что 15 населенных пунктов и 30 садовых товариществ в Смолевичском районе будут снесены ради строительства китайских заводов. Надо ли пояснять, что этот рассказ обильно насыщается эмоциональными высказываниями типа «разве для того наши деды воевали, чтобы…» Вот типичный комментарий форумчанина по этой теме: «Среди обреченных на изгнание из своих собственных домов много людей пожилого возраста, которые воспринимают эту беду очень близко к сердцу, что сказывается на их здоровье. Смотреть на все это равнодушно — просто невозможно!!!»
Действительно, равнодушно смотреть на все происходящее нельзя. Но давайте посмотрим хотя бы спокойно, рассудительно. Почему жители района убеждены, что их дома снесут? Из чего следует это умозаключение? Из некоего проекта указа, взявшегося неизвестно откуда, распространенного неизвестно кем? Не получится ли, как в известном анекдоте, когда на народном сходе выбирали, кому быть старостой — Ивану или Василю, и кто-то из толпы крикнул, что у Ивана дочка гулящая. Народ успел проголосовать за Василя, пока Иван перекрикивал толпу, объясняя, что у него два сына.
На одном из собраний членов садового товарищества прозвучало предложение обратиться к юристам, чтобы те помогли отстоять интересы дачников. Однако после недолгих дискуссий это предложение было отвергнуто. Ведь юристу нужны основания для разбирательства. А что сейчас люди могут предъявить юристу в качестве официальных документов?
Версия официальная
Представители власти заверяют, что ни о каком массовом переселении или сносе деревень, поселков или дач речи не идет. На первом этапе планируется освоение 400 га. Причем реализация этого первого этапа продлится не год и не два. Разумеется, осваивать будут свободные 400 га земли, коих в Смолевичском районе предостаточно. Но даже сейчас в Миноблисполкоме не стоит очередь из инвесторов, желающих вложить деньги в строительство чего-либо на этих пустующих территориях в 400 га. А сколько времени уйдет на поиск желающих строить на остальных гектарах? К тому же, кроме желания, у инвестора должны быть немалые средства… Кстати, эти средства любой инвестор очень хорошо умеет считать. Если мыслить экономическими категориями, зачем инвестору дополнительные проблемы в виде недовольных собственников домов, которым придется выплачивать компенсации, возможно, через суд? Это не сулит ничего хорошего, а только отнимает время и деньги. Зачем все это инвестору при наличии свободных земель? Или жители района убеждены, что сидят на золотой жиле и на нее претендуют, споря между собой, толпы бизнесменов?
Теперь о том, что касается строительства китайских заводов для китайцев. Не доверяя домыслам и слухам, читаем межправительственное соглашение: «китайская сторона, при соответствии условиям выделения и назначения кредитных ресурсов, будет вести координационную работу с финансовыми учреждениями по предоставлению финансовой поддержки предприятиям, участвующим в создании Парка». Проще говоря, Китай поможет Беларуси разрекламировать парк среди инвесторов и найти желающих вложить деньги в организацию производства. Никто не ограничивает выбор инвесторов их принадлежностью к какой-либо стране.
Свободные экономические зоны, работающие сегодня по всей Беларуси, — это и есть аналоги индустриального парка, его «мини-варианты». Создание парка предусматривает не трансфер рабочей силы, а трансфер технологий. На его территории планируется размеcтить не только производственные мощности, но и объекты социальной инфраструктуры.
Молчание — золото?
Обеспокоенность жителей района планами властей по строительству Парка вполне закономерна и объяснима. Для Беларуси такой проект — первый и по сути, и по масштабам. Естественно, что люди будут спрашивать, как они вписываются в этот проект.
Однако вместо разъяснений, общения с жителями района чиновники всех уровней, депутаты местных Советов и парламента предпочли отмалчиваться. Складывалось впечатление, что они либо не замечают проблемы и ее масштабов, либо не знают, что сказать. Пока они играли в молчанку, люди передавали информацию из уст в уста, делились ею на форумах, проводили собрания, на которых присутствовали по 100—200 человек. Информационная волна нарастала как, впрочем, и накал страстей.
В отличие от чиновников, нарастание недовольства в обществе сразу заметили представители незарегистрированных общественных объединений, а вслед за ними — члены отдельных политических партий. Они активно обсуждают проект индустриального парка, выходя в народ, ездят по деревням, поселкам, общаются с их жителями, проводят акции. Наверное, не стоит пояснять, в каком свете они представляют происходящее.
10 февраля председатель Минского облисполкома Борис Батура на совещании о работе с обращениями граждан дал поручение идти в народ и разъяснять, а то «получается, что нужный проект люди воспринимают в штыки». Уже на следующий день, 11 февраля, в Смолевичском райисполкоме было организовано собрание по поводу строительства индустриального парка. Вопреки ожиданиям властей, на него пришли не только председатели садовых товариществ и старосты деревень, но и десятки неравнодушных людей, которые, не вместившись в зал, толпились в коридорах и на улице.
Разговор, как и следовало ожидать, получился эмоциональным. Взволнованным жителям наконец дали возможность высказаться, и они ею воспользовались сполна. Основной удар пришлось держать председателю Смолевичского райисполкома Михаилу Загорцеву и начальнику управления инвестиций Министерства экономики Кириллу Коротееву. Они в один голос заверяли, что сносить дома при строительстве индустриального парка не будут, что проект указа и карта, появившиеся в интернете, — это один из первоначальных вариантов, предложенных китайской стороной. Точные границы участка, где расположится парк, еще не определены. «В настоящее время готовится проект указа об условиях хозяйствования парка. Многих вещей, которые были названы (на собрании жителями района со ссылкой на интернет-источники. — Прим. авт.), там нет», — заверял Кирилл Коротеев. По его словам, этот проект указа в настоящее время дорабатывается Министерством экономики, он еще не согласован со всеми заинтересованными и не внесен на рассмотрение в Администрацию Президента. Поэтому все опасения по поводу сноса или переселения — беспочвенны. Михаил Загорцев, чтобы успокоить собственников, даже предложил в проекте указа особым образом выделить жилые поселения как своеобразные «островки», которые не будут затронуты при строительстве парка.
Разумеется, чиновники не обошлись без описания преимуществ для экономики страны и региона от строительства парка. Они уверяли людей, что не следует бояться слова «индустриальный». «Это не предполагает, что сюда будут перенесены производства, заводы. Обратите внимание на слово парк — это гармония экологии и производства. Во всех парках, которые есть в Китае, есть четкий мандат на привлечение резидентов, там нет грязных производств, там есть территории, где живут и отдыхают люди. Индустриальный парк — это сочетание производств, комфортного жилья. Для развития экономики и региона это очень интересный проект, если он увенчается успехом, экономика Беларуси только выиграет», — считает Кирилл Коротеев.
Только вот народ им не поверил. И даже слушать долго не захотел. Люди говорили в основном сами. Они пришли с уже сформированным мнением о парке. И мнение это далеко не положительное. Более того, если поначалу люди протестовали против возможного сноса их домов, что теперь они выступают в целом против строительства парка. «Нам не нужен парк в этом месте. Речь идет не о том, чтобы дачи не трогали, а о том, чтобы парк тут не строили. Что вы нам тут доказываете, что парк нас осчастливит?» — говорили собравшиеся старосты деревень и председатели садовых товариществ. Люди убеждены, что появление в районе заводов и фабрик нанесет вред экологии региона, они опасаются, что будут испорчены излюбленные зоны отдыха минчан — Петровичское водохранилище, река Волма и прилегающие к ним леса, заказники. По их мнению, строительство парка следует перенести в другой район Беларуси.
В такой ситуации доводы властей о глобальных выгодах от реализации проекта для экономики страны людей не переубеждают, а только раздражают, потому что складывается впечатление, что их частными интересами жертвуют ради интересов государства.
Выслушав друг друга, участники собрания взяли паузу на 15 дней. За это время чиновники обещали подготовить ответы на вопросы жителей района, главный из которых люди сформулировали так: какими законными способами мы можем повлиять на отмену решения о строительстве индустриального парка в Смолевичском районе?
Вместо послесловия
Похоже, что многие представители власти до сих пор не осознали, что живут в информационном обществе, где все тайное становится явным благодаря развитию интернета. Вместо того, чтобы обсудить с жителями масштабный проект технопарка, они предпочли тихо, без широкой огласки принять решение, а потом его обнародовать. Затем они долго молчали, пока нарастала волна недовольства среди жителей района. И чего тем самым добились? Выжидая, упустили возможность упредить проблему. Теперь придется оправдываться, переубеждать. Если поначалу людей успокоили бы заверения в том, что дома сносить не будут, то теперь для них этого уже недостаточно, они требуют отмены всего проекта.