На очереди "Дружба". 21.by

На очереди "Дружба"

21.02.2012 03:12 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На очереди "Дружба"


Для выделения очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС индикативным условием оговорено получение Беларусью от приватизации 2,5 млрд. USD. В соответствии с утвержденным ранее планом, этот третий транш кредита АКФ в размере 440 млн. USD должен быть выделен Беларуси не позднее 28 февраля 2012 года. Не исключено, что нефтепровод "Дружба" станет одним из объектов, подлежащих продаже.
 
"Труба" включена в стратегические планы Москвы
 
Белорусские власти задумались о приватизации своих нефтяных "труб" только после того, как в 2008 году российский премьер В. Путин принял решение по строительству альтернативной белорусской "Дружбе" Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).
 
Акционировать обе "Дружбы" правительство хотело еще в 2009 году, однако не успело внести изменения в закон об объектах, находящихся только в собственности государства. Они были преобразованы в ОАО со 100-процентной долей государства только в конце 2010 года.
 
Так как Беларусь завязана практически исключительно на российскую нефть, сложно было бы представить, что владельцем или совладельцем новополоцкой и гомельской "Дружбы" может стать кто-то иной, кроме российской нефтетранспортной монополии "Транснефть".
 
Приватизация двух белорусских нефтетранспортных предприятий была включена в проект программного документа по сотрудничеству Беларуси и РФ в сфере ТЭК.
 
Российский стимул
 
Россию в первую очередь интересует Гомельская "Дружба". Через нее осуществляется примерно треть российских поставок нефти в ЕС, это более 60 млн т ежегодно. По оценкам, это около 10% потребления европейских НПЗ. Наиболее зависимы от поставок российской нефти Польша, НПЗ которой на 75% завязаны на российское сырье, и Германия, заводы которой загружены российской нефтью на 15%.
 
Однако в ноябре 2008 года В. Путин подписал распоряжение о строительстве БТС-2 в обход Беларуси по маршруту Унеча – Усть-Луга с ответвлением на Киришский НПЗ, что в значительной степени обесценивает белорусские транзитные козыри и саму "Дружбу".
 
На старте проекта БТС-2 российское правительство объявило, что мощность первой очереди БТС-2 составит 50 млн т в год, а затем будет увеличена до 75 млн т. И эти планы не могли не насторожить официальный Минск. Особенно на фоне того, что Россия реализует и обсуждает ряд других проектов по созданию дополнительных транзитных мощностей: проект "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), наращивает экспорт через порт в
 
Приморске, через Новороссийск, Высоцк, Туапсе и т. д. В то же время, очевидно, что добыча нефти в России так быстро не растет, чтобы заполнить новые транзитные мощности.
 
Белорусские чиновники понимали, что каждый новый километр БТС все больше обесценивает стоимость гомельской "Дружбы" и что "Нефтепровод "Дружба" надо приватизировать пока не поздно.
 
Тем более, что Новополоцкая "Дружба" с 29 июля 2006 года полностью потеряла транзит после того, как были остановлены поставки нефти в направлении Литвы, а еще раньше, с 1 января 2003 года, прекращены поставки в направлении Латвии.
 
Осушать белорусскую "трубу" пока не планируют
 
Запустить в эксплуатацию БТС-2 Россия планирует в первом квартале 2012 года. При этом амбициозный проект был незаметно скорректирован. Сейчас говорится о мощности БТС-2 уже не в 70 млн т в год, а всего в 50 млн т. Причем на первом этапе она должна составить лишь 30 млн т.
 
Кроме того, за время строительства БТС-2 России пришлось также скорректировать свои планы по заполнению БТС-2 нефтью. Стало ясно, что в БТС-2 не придет казахстанская нефть в объеме 10 млн т. Зато украинское направление, как и прогнозировалось, Россия закроет, перенаправив нефтяные потоки в российские порты. После запуска БТС-2 Россия также прекратит поставки нефти в польский Гданьск, что высвободит еще 7 млн т. Кроме того, запланировано перебросить на новый нефтяной коридор часть объемов нефти из Приморска (5-7 млн т).
 
Таким образом, пока задачу загрузки мощностей первой очереди БТС-2 Россия может решить без серьезного ущемления интересов "Дружбы".
 
Изменить первоначальные планы по мощности БТС-2 России пришлось, скорее всего, по нескольким причинам. Во-первых, из-за ограниченности судоходства в балтийских портах. Во-вторых, для российских нефтяных компаний поставки нефти на европейские НПЗ по "Дружбе" с точки зрения логистики наиболее оптимальны. В-третьих, ссориться с партнером по Таможенному союзу из-за нефти Москве на данном этапе интеграционного проекта, видимо, тоже не хотелось.
 
Позиция обреченных
 
Тем не менее, сам факт строительства БТС-2 во многом обесценил стоимость белорусской "трубы". Если РФ захочет запустить вторую очередь БТС-2 (планируется, что это случится в декабре 2013 года), то у России не останется другого выхода, как забрать часть нефти из белорусской "Дружбы".
 
Можно предположить, что белорусские чиновники все эти факторы уже просчитали и готовы продать "Дружбу" российской "Транснефти".
 
Тем более, что после того, как в январе 2010 года Беларусь в пакете с соглашением по поставкам нефти в страну подписала с Россией также и методику тарифного регулирования при транспортировке российской нефти по "Дружбе", возможностей настаивать на своих транзитных амбициях у белорусских чиновников больше нет.
 
Теперь Минск обязан согласовывать транзитную политику с РФ. Именно по этой причине белорусская сторона не смогла доказать обоснованность повышения в этом году на 20% тарифа на транзит российской нефти. С 1 февраля тарифная ставка повышена только на 8,3%.
 
Отметим также, что белорусская сторона рассматривала продажу акций "Белтрансгаза" в пакете с условиями поставок газа на перспективу и как гарантию загрузки газотранспортной системы после запуска российского газопровода "Северный поток".
 
Аналогичным образом в случае приватизации "Дружбы" официальный Минск может запросить гарантий по ее загрузке после запуска БТС-2. Вопрос лишь в цене самой сделки. Если в случае с продажей "Белтрансгаза" цена вопроса включала большую политическую составляющую – она была платой за интеграционный проект и красноречивый намек Украине, которую РФ хочет видеть в Таможенном союзе, то большой вопрос – захочет ли Кремль переплачивать за "Дружбу".
 
Впрочем, если Минску уж очень будут нужны деньги, то настаивать на своих условиях он уже не станет.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для выделения очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС индикативным условием оговорено получение Беларусью от приватизации 2,5 млрд. USD. В...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика