Какому белорусскому бизнесу нужен рынок Казахстана?

14.03.2012 09:22 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Какому белорусскому бизнесу нужен рынок Казахстана?

Ежедневник /

  • Бизнес-ревю
    %D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20ia-centr.ru
    Фото: ia-centr.ru
    "Ежедневник" и деловой журнал "Бизнес-ревю" изучили, насколько серьезно проникновение белорусского бизнеса на казахстанский рынок и кто проявляет интерес к этой составной части Единого экономического пространства.

    Белорусский бизнес заново открывает для себя рынок Казахстана – самый платежеспособный в Центральноазиатском регионе и при сохранении некоего местного колорита самый европеизированный среди соседей и поэтому самый привычный с точки зрения потребительских вкусов. Настораживает пока логистика и уровень состоявшегося проникновения в интересующие сегменты бизнесменов-конкурентов из двух главных торговых партнеров – России и Китая. Но уже на протяжении подготовительного этапа формирования ЕЭП, когда в 2010–2011 годах официальные Москва, Минск и Астана согласовывали ставки таможенных пошлин и прописывали техрегламенты, белорусский бизнес искал дилеров, открывал новые магазины и филиалы в Астане, Алматы и региональных центрах.

    На данный момент в экспортном потоке белорусских товаров в Казахстан насчитывается около 40 позиций. Самые емкие по своей денежной составляющей потоки идут из белорусского госсектора – тракторы и седельные тягачи, комбайны, грузовики, шины, сахар, молочные продукты, лекарства.

    У частного белорусского бизнеса сопоставима с этими позициями пока только мебель, ее поставки ежегодно в последние годы росли на 20–30%, составив, например, по 2010 году около 30 млн долларов.

    Дилерская сеть крупнейшего белорусского производителя мебели – холдинговой компании "Пинскдрев" – охватывала на начало 2012 года практически все административные центры страны, 14 городов, включая две столицы – Астану и Алматы.

    В прошлом году свой новый формат продвижения – открытие бренд-секций в крупных торговых центрах – распространил на Казахстан крупный брестский производитель корпусной мебели "Инволюкс". Первый торговый объект компания открыла в Актобе, он дополнил уже действующую дилерскую сеть в Шымкенте, Караганде и Уральске. В Караганде, шахтерской столице Казахстана, продает мебель аффилированная с "Инволюксом" через одного из собственников, Юрия Вислоуса, минская фабрика "Софтформ" http://softform.by/.

    Не дремлют и другие белорусские фабрики. "Мебельная столица" Беларуси – Барановичи – представлена в Казахстане в четырех городах местными дилерами. Компания "Лагуна" сформировала группу своих торговых представителей в Алматы, Талдыкоргане и Шымкенте, владелец бренда "Явид" Александр Явид начал продажи с Петропавловска.

    Серьезным дополнением к мебельным поставкам (на сумму около 10 млн долларов в год) является торговля столярными изделиями, главным образом, межкомнатными дверями. Казахстанский рынок выбрал в качестве одного из приоритетных самый западный белорусский производитель Дмитрий Харитонов, владелец сморгонской компании "Халес". Четыре дилера этого производителя дверей, одного из крупнейших в СНГ, продают продукцию белорусской фабрики в Астане, Алматы, Костанае, Петропавловске, Актобе, Шымкенте, Таразе, Кызылорде и Ридере.

    По количеству и активности (но пока не по объемам) с мебельщиками могут сравниться представители частных текстильных бизнесов.

    Самый известный в Казахстане белорусский бренд – это, конечно, "Милавица". Она вышла на этот рынок задолго до вступления Казахстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Оптовые поставки (в среднем на 2 млн долларов ежегодно) поддерживаются реализацией через франчайзинговую сеть магазинов. На начало 2012 года в Астане и Алматы работало 5 торговых объектов под брендом Milavitsa.

    Дмитрий Дичковский, правда, не в восторге от перспектив, которые создала для компании унификация таможенных пошлин в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Пошлины на ввозные материалы для производства корсетных изделий выросли (с 4,5% до 12,5%), а на готовые изделия, наоборот, уменьшились – с 20% до 10%. Конкурентоспособность белорусской продукции, таким образом, снижается на всех рынках.

    Коллеги в разной степени разделяют беспокойство руководителя "Милавицы", но это не мешает им активизироваться на новом рынке сбыта в казахстанских жузах. Так, владелец "Сержа" Сергей Атрощенко в течение 2010–2011 годов открыл на условиях франчайзинга два фирменных магазина в Усть-Каменогорске.

    Из крупных белорусских трикотажных фабрик достаточно серьезно присутствует на местном рынке минская компания "Ареола" Юрия Найденко. В Алматы у "Ареолы" действует представительство и оптовый склад и открыты два фирменных магазина.

    Не у всех получается. Как пример: около года продержался в Астане магазин детской одежды "Оранжевый верблюд".

    Для чего, по мнению экспертов, казахстанский рынок максимально открыт, и белорусские компании могут уже сегодня использовать эту открытость, – это белорусские IT-технологии.

    В 2009 году крупнейший белорусский интернет-портал TUT.BY стал технологическим лекалом для своего казахстанского собрата NUR.KZ. За время, прошедшее после подписания предварительных документов по созданию единого таможенного и экономического пространства, число совместных проектов в этой области и уровень проникновения белорусских IT-бизнесов в казахстанскую экономику вырос в разы.

    Продвижением своих банковских программных продуктов в Казахстане занимается дочерняя компания "Софтклуба" Владимира Сиротко. В 2011 году после нескольких лет работы с местными клиентами по аутсорсингу полноценный офис с центром разработок отрыл в Астане холдинг IBA Сергея Левтеева. Еще раньше обзавелся своей базой в этой стране лидер белорусского оффшорного программирования EPAM Systems. Представлен в Казахстане и инжиниринго-телекоммуникационный бизнес группы SIS.

    Программисты направляют тренд, который наблюдается в белорусско-казахстанских отношениях в последние пару лет.

    Просто поставки белорусских товаров (за исключением мебели) на местный рынок растут, но не с той динамикой, которая может быть признана успешной. У двух крупнейших белорусских частных бизнесов-экспортеров ("Керамина" и "Белиты-Вітэкс") объем продаж в Казахстане колеблется в пределах всего около 2 млн долларов в год у каждого.

    В местное производство, в приватизацию (что всячески поощряется местными властями в рамках глобальной программы индустриализации страны) белорусский бизнес в отличие от немцев, чехов, поляков пока не может инвестировать с финансовой точки зрения. Поэтому ставка сейчас делается на сервис и экспорт услуг.

    Казахстан является важным импортером белорусских тракторов и сельхозтехники. В 2010 году, например, в эту страну МТЗ отгрузил 1,3 тыс. тракторов на 20 млн долларов. Одним из партнеров МТЗ и других белорусских производителей сельскохозяйственной техники по сервисному обеспечению является группа "Белагро", имеющая сеть сервисных компаний в России, Украине, а также в Кокшетау в Акмолинской области.

    Собственное торгово-сервисное предприятие "Амкодор-Астана" в казахстанской столице в конце 2011 года открыл и крупнейший в СНГ производитель дорожно-коммунальной и строительной техники "Амкодор".

    По-новому взглянули на этот рынок и белорусские транспортники. Один из лидеров по перевозкам в Беларуси и России группа компаний "Дженти" в 2010 году открыла свое представительство в Казахстане. В структуру "Дженти" входят белорусские и российские компании, поделенные на несколько эшелонов (определенному белорусскому бизнесу, базирующемуся в Минске, соответствует определенный российский бизнес из Москвы или Подмосковья). Не исключено, что теперь придется формировать дополнительный эшелон из компаний и с казахстанской пропиской. Но это зависит от того, насколько идеи, которые заложены при создании ЕЭП, будут реализованы на практике. 

 
 
 

РЕКЛАМА