Белорусские власти надеются, что обострение отношений с Европой не помешает возобновить сотрудничество с тремя крупными банками Старого Света — Deutsche Bank, BNP Paribas и The Royal Bank of Scotland. «Мы надеемся, что решение о прекращении сотрудничества с Беларусью будет банками пересмотрено», — заявил журналистам заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов.
По мнению экспертов, власти, при всей их вербальной смелости в противостоянии с ЕС, не могут махнуть рукой на столь солидные и авторитетные финансовые структуры, которые являются доками в привлечении иностранного капитала. Однако чтобы возобновить контакты с банками, Минск для начала придется закопать топор войны с ЕС, убеждены аналитики.
Deutsche Bank, BNP Paribas и The Royal Bank of Scotland уже принесли Беларуси финансовую пользу. Вместе с российским «Сбербанком» они выступили организаторами двух выпусков белорусских евробондов, размещенных в середине 2010 года и начале 2011 года, на общую сумму 1,8 млрд. долларов. К слову, выпуски 2010 года были дебютными для Беларуси и весьма успешными.
Но работа банков с Беларусью евробондами не ограничилась. Так, в прошлом году Deutsche Bank вошел в рабочую группу по организации дебютного размещения на международных финансовых рынках ценных бумаг (IPO) БелАЗа.
Однако в прошлом году банки с интервалом в несколько месяцев прекратили любые операции по привлечению капитала от имени Республики Беларусь. Правда, официально причину отказа прокомментировал лишь Royal Bank of Scotland.
«Учитывая санкции (Евросоюза и США. — А.К.), ухудшающуюся политическую ситуацию в Беларуси и тот факт, что страна не выполнила основные элементы программы МВФ, RBS прекратил любые операции по привлечению капитала от имени Республики Беларусь. Везде, где мы ведем бизнес, мы обязаны учитывать ряд факторов, в том числе социальные и этические нормы и соблюдение буквы и духа всех международных санкций», — обнародовала позицию банка британская газета The Independent.
Политическими мотивами было продиктовано и решение двух других банков отказаться от контактов с Беларусью, убеждены эксперты. Замминистра Гурьянов, со своей стороны, заявил, что это были «единоличные решения конкретных банков, которые решили опередить события и идти в фарватере тех ограничительных мер, которые были в отношении Беларуси».
По мнению замминистра, на решение этих трех банков повлиял тот факт, что в отношении отдельных предприятий Беларуси действуют санкции со стороны США. Банки «решили поддержать позицию своих основных клиентов в США».
Нынешнее обострение конфликта белорусских властей с Европой, убеждены эксперты, также влияет на позицию банков. А значит, шансов возобновить с ними сотрудничество в близкой перспективе у Беларуси стало еще меньше.
«Банки будут смотреть на политические отношения Беларуси с Европой. И пока не будет улажен политический конфликт, никакие экономические привилегии, которые Беларусь могла бы предложить финансовым институтам в обмен на привлечение инвестиций, не помогут», — убежден экономист Антон Болточко.
Власти, правда, пытаются продемонстрировать, что ущерб от отказа банков сотрудничать с Беларусью не так уж велик. «Беларусь в результате отказа от сотрудничества пострадала в меньшей степени. В большей степени пострадали сами банки, которые лишились финансовых потоков из Беларуси», — заявил Гурьянов.
При этом замминистра отметил, что свято место пусто не бывает, и если что, то альтернатива найдется. «Всегда есть выбор финансовых структур, которые могут обеспечивать наши экономические интересы», — отметил он.
Но власти лукавят, убежден экономист Ярослав Романчук. «Ну, махнем рукой на эти банки, а с кем работать? Отказав таким финансовым структурам, Беларуси придется работать с офшорами, рассчитывать на деньги теневых баронов, теневого рынка. Но это прямой путь к передаче страны в руки международных преступных синдикатов, которые не заинтересованы в превращении Беларуси в современную и принимаемую во всем мире страну», — подчеркнул аналитик.
Впрочем, есть вроде бы более приличная альтернатива — принять помощь от России. К тому же и союзник готов помочь справиться с последствиями конфликта с ЕС. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозинзаявил, что его страна окажет всестороннюю поддержку Беларуси при ужесточении политических и экономических санкций против Минска со стороны ЕС.
Но такая помощь выйдет Беларуси боком, не сомневается Романчук. «Россия, безусловно, готова исполнить роль и финансового посредника, и покупателя собственности, и кредитора последней надежды. Но цена такой помощи будет очень высокой. Нам спокойно могут дать еще кредиты, но условия их предоставления будут намного жестче, чем в случае с европейскими финансовыми структурами», — отметил эксперт.
По мнению Болточко, возобновление сотрудничества с тремя европейскими банками было бы полезно для повышения эффективности приватизационных сделок, прежде всего в банковском секторе.
«Глава Нацбанка уже подчеркивала, что Беларусь хотела бы видеть в числе покупателей акций наших банков прежде всего европейские банки. И это можно расценивать как сигнал, что власти не заинтересованы отдавать нашу финансовую систему в руки одной России», — считает Болточко.
Эксперт подчеркивает, что для проведения приватизации (а она так или иначе будет проходить) всегда лучше опираться на помощь банков с громкими именами. «В данном случае предпочтительнее продолжить сотрудничество с Deutsche Bank, BNP Paribas и The Royal Bank of Scotland. Власти уже имеют опыт взаимодействия с ними, а в таких случаях проще договариваться с проверенными партнерами», — отметил эксперт
Но чтобы было о чем договариваться, «в первую очередь нужно отойти от холодной войны между ЕС и Минском», подчеркнул Романчук: «Без этого ни размещения евробондов, не кредитования, ни серьезных инвестиционных проектов не будет. Ведь когда воюют, про инвестиции не думают».
Официальный Минск, впрочем, продолжает надеяться, что как минимум до обострения экономических отношений с Европой дело не дойдет. А значит, в перспективе появятся шансы на возобновление сотрудничества с тремя европейскими банками.
«Мы рассчитываем, что при принятии решения о введении экономических санкций ЕС будет учитывать интересы бизнеса. Ведь в случае введения санкций пострадает в том числе бизнес стран еврозоны», — заявил Гурьянов.
И это действительно так. Причем от заявлений о рисках страны ЕС перешли к подсчетам возможных финансовых потерь. В частности, на днях в СМИ появилось заявление генерального директора Латвийской конфедерации работодателей Лиги Менгелсоне. По ее словам, санкции против Беларуси в Латвии могут привести к убыткам в размере 480,9 млн. евро.
Однако, если не случится неожиданного поворота в отношениях с Минском, Евросоюзу в ближайшее время придется принять какое-то решение как в отношении Беларуси, так и отдельных бизнесменов, которых на Западе считают «кошельками» Лукашенко. И от этого решения также будут зависеть и перспективы возобновления сотрудничества Минска с Deutsche Bank, BNP Paribas и The Royal Bank of Scotland.