САЛЬДО С ПЛЮСОМ. 21.by

САЛЬДО С ПЛЮСОМ

12.04.2012 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


На минувшей неделе в центре внимания были вопросы внешнеэкономической деятельности. Конечно, они никогда не отходили у нас совсем уж на второй план, поскольку экономика Беларуси является одной из самых открытых в мире. «Как будем торговать, так будем и жить», — заметил в данной связи глава государства, вновь подчеркнув на совещании по проблемам внешней политики, что ее основой должно быть развитие торговли с различными странами и регионами. Поэтому оценить достигнутое, выверить алгоритм дальнейшей деятельности в этом важнейшем для поступательного социально-экономического развития страны направлении чрезвычайно актуально.
Что же показало начало года? В первую очередь отметим тот факт, что впервые наша страна вышла на положительное сальдо внешней торговли. Причем, анализируя итоги двух месяцев, можно говорить о том, что эта подвижка носит не разовый характер, а становится тенденцией. Судите сами. В январе-феврале текущего года сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительным в размере 838,6 млн долларов, тогда как за первые два месяца прошлого года оно составляло 1,35 млрд со знаком минус. Причем в январе 2012-го этот показатель был плюсовым на уровне 374,7 млн долларов. Иными словами, плюс становится все более весомым.
Особенно радует то, что мы наконец-то добились положительного сальдо внешней торговли товарами, которое за два месяца составило 387 млн долларов, в то время как за аналогичный период минувшего года оно было отрицательным на уровне 1,8 млрд долларов. При этом экспорт увеличивался рекордными темпами (на 62,5 процента) и достиг 7,3 млрд долларов. Важно, что этот прирост был обеспечен по всем укрупненным товарным группам (в том числе впервые по непродовольственным товарам) за счет существенного увеличения физических объемов продаж, которое на порядок опережало рост экспортных цен. В частности, мы стали значительно больше поставлять на внешние рынки нефти и нефтепродуктов, смазочных материалов, грузовых автомобилей, тракторов и седельных тягачей, сельскохозяйственных машин, шин. К слову, сам по себе данный факт свидетельствует о том, что ведущие отрасли белорусской промышленности после кризиса набирают обороты.
Не менее важно и то, что наш экспорт растет не в каком-то одном направлении. Он увеличился практически во все регионы мира. В том числе, кстати, и в страны Евросоюза. Хотя, говоря о диверсификации белорусского экспорта, безусловно, нельзя не обратить внимания на определенные нюансы. Не случайно министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов отметил: «Нам принципиально важно работать над тем, чтобы диверсификация была не пустым лозунгом экспорта, а реальностью сегодняшних дней. И при всех больших объемах белорусского экспорта, как, к примеру, за минувший год, в мировом масштабе его разместить достаточно просто на других рынках».
Мысль министра понятна. Да, наш экспорт растет и, несомненно, будет расти в страны — партнеры по Таможенному союзу, благоприятные перспективы открываются и с готовящимся соглашением о зоне свободной торговли в СНГ после его принятия. Вместе с тем обострение политических отношений с ЕС может обернуться (во всяком случае, в краткосрочной перспективе) ухудшением условий торгово-экономического сотрудничества с входящими в него государствами. Хотя, конечно, далеко не все из них заинтересованы в таком сценарии. Например, для экономик Литвы и Латвии евросанкции против Беларуси вообще носят почти катастрофический характер. Да и многие западноевропейские компании, имеющие серьезные бизнес-интересы в нашей стране, далеко не в восторге от резолюций европейских политиков. Не сомневаюсь, бизнес в конце концов возьмет свое, но сегодня мы имеем то, что имеем. Следовательно, нам надо активнее осваивать «дальнюю дугу», то есть выстраивать партнерские торгово-экономические отношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.
А вот здесь у нас большие резервы. Можно, конечно, привести в пример успешное развитие экономического сотрудничества с Китаем, Венесуэлой, Турцией, государствами арабского Востока. Но ведь ими мир, а точнее мировой рынок, не исчерпывается. Значит, надо активнее работать на рынках тех стран, где у нас есть хорошие перспективы. А их очень много — от Вьетнама, Мьянмы, Индонезии, Малайзии, Австралии до Индии, ЮАР, Аргентины, Бразилии, Никарагуа и других государств.
Но здесь надо уметь работать. И дело не только в том, чтобы поставлять продукцию с учетом климатических условий той или иной страны, пожеланий конкретного заказчика. Этому наши производители как раз научились. Беда в том, что, как показывает опыт прошлых лет, они нередко забывают «мелочи», которые в итоге сводят экспорт на нет. Например, поставляя технику, не удосуживаются открыть параллельно сервисные центры по ее обслуживанию, не продумывают до конца бизнес-стратегию завоевания нового рынка, да просто не очень представляют себе, на какие объемы поставок следует рассчитывать в перспективе, а значит, стоит ли овчинка выделки.
Поэтому, если мы хотим, чтобы тенденция положительного внешнеторгового сальдо закрепилась действительно прочно, необходимо не успокаиваться на достигнутом, а неустанно наращивать усилия в этом направлении, действуя прагматично, умело, с прицелом на перспективу.

Владимир НАПРЕЕВ
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На минувшей неделе в центре внимания были вопросы внешнеэкономической деятельности. Конечно, они никогда не отходили у нас совсем уж на второй план, поскольку...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика