Себестоимость комфортной жизни. 21.by

Себестоимость комфортной жизни

16.11.2012 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Тарифы на жилищно- коммунальные услуги будут увеличиваться только с учетом роста доходов населения, - министр ЖКХ Андрей ШОРЕЦ

Не так давно “Народная газета” проводила для своих читателей прямую линию с министром жилищно-коммунального хозяйства Андреем Шорцем. Судя по количеству звонков, которые принял глава ведомства, “коммунальные нюансы” у жителей нашей страны вызывают большой интерес. Как и ожидалось, немало вопросов возникло в связи с принятием нового Жилищного кодекса. Однако на то время документ находился на стадии разработки, поэтому не все моменты были обозначены в ходе диалога. Сейчас Жилищный кодекс подписан Президентом, в новом году он вступит в законную силу, и мы решили продолжить разговор на эту тему с министром ЖКХ, а также узнать, планируется ли очередное повышение тарифов на коммунальные услуги и появится ли в Беларуси альтернатива ныне существующим ЖЭСам.

— Андрей Викторович, в августе Президент Беларуси подписал новый Жилищный кодекс. Когда же мы начнем жить по правилам, установленным этим документом? Какие изменения он привнесет в коммунальную среду?

— Новый Жилищный кодекс Республики Беларусь вступит в законную силу 2 марта 2013 года. Разработка и принятие этого документа назревали давно и были вызваны определенными требованиями времени, поэтому здесь прописан целый ряд новшеств, которые затронули в том числе и коммунальную среду.

Немаловажное значение в деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства имеет своевременная оплата населением жилищно-коммунальных услуг. Учитывая, что в нашей стране проживает немало граждан, которые годами не оплачивают жировки, остро стоит вопрос о принятии мер, позволяющих взыскивать с них задолженность за услуги ЖКХ.

Согласно статье 33 нового Жилищного кодекса, собственники жилых и нежилых помещений, которые несвоевременно и не в полном объеме внесли плату за жилищно-коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере, установленном законодательством. Если же оплата так и не была произведена, то взыскание задолженности будет производиться на основании исполнительных надписей нотариусов, а при возникновении спора — в судебном порядке. Ответственность за оплату коммунальных услуг несет не только наниматель, но и дееспособные члены его семьи, проживающие вместе с ним, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.

Если собственник жилого помещения в течение шести месяцев без уважительных причин не оплачивал услуги ЖКХ, местный исполнительный и распорядительный орган в письменной форме предупреждает о необходимости погасить задолженность. На погашение жильцу дается один месяц со дня получения предупреждения. Если же долг так и остался непогашенным, а за счет иного имущества, находящегося в собственности должника, сделать это не представляется возможным, местные органы вправе подать в суд иск о понуждении собственника к отчуждению жилого помещения. Иными словами, должник обязан в течение года после вступления в силу решения суда освободить занимаемую жилплощадь, за счет которой и будут погашены его коммунальные долги.

В этом случае гражданину, лишившемуся жилья, местные органы в течение двух месяцев могут предоставить другое жилое помещение, меньшее по площади и, вполне вероятно, находящееся в другом населенном пункте. За счет вырученных от продажи долговой квартиры средств погашается задолженность собственника за жилищно-коммунальные услуги, приобретается для него другое жилье, а остаток денег выплачивается гражданину.

Что же касается нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда и членов их семей, в случае, если они  имеют без уважительных причин шестимесячную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и плате за пользование жилым помещением, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением им другого жилого помещения. По общей площади оно меньше занимаемого, будет уступать ему по своим потребительским качествам, также оно может находиться в другом населенном пункте. Однако при этом будет соблюден вид ранее заключенного договора найма и срок действия (если договор найма жилого помещения был заключен на определенный срок).

Такие меры  — это не пустые слова, а реальные действия. И мы надеемся, что они подстегнут должников заплатить наконец по счетам.

 Есть вопрос!

— Чуть больше года назад были введены дифференцированные тарифы на услуги водоснабжения и канализации, согласно которым на одного человека положено до 140 литров воды в сутки, или 4,2 кубометра в месяц. Все, что сверх нормы, оплачивается по себестоимости. Можно ли говорить о том, что благодаря такому подходу люди стали более экономно расходовать воду?

— Да, такая тенденция действительно наметилась. С момента введения дифференцированной оплаты услуг водоснабжения и канализации объемы потребления воды населением снизились на 3,5—4 процента, или на 8,2—8,7 миллиона кубических метров, что соответствует годовому потреблению воды жителями, например, такого города, как Бобруйск. Полученный экономический эффект от внедрения данного механизма оплаты составил более 80,9 миллиарда рублей (из них за счет снижения затрат 17,9 млрд рублей).

— Можно ли уже сейчас говорить о том, что в Беларуси наметилась тенденция к снижению количества должников по оплате коммунальных услуг?

— С 2008 года в стране проводится целенаправленная работа по взысканию просроченной задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В результате за пять лет количество семей-должников сократилось на 80 тысяч, или на 31 процент, а сумма общего долга уменьшилась на 11,1 миллиарда рублей, или на 28,3 процента. Если по состоянию на 1 октября 2007 года просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг имело 10,5 процента лицевых счетов, находящихся на обслуживании организаций жилищно-коммунального хозяйства, то на 1 октября 2012 года — лишь 5,5 процента.

Этот результат достигнут за счет системной работы. Так, в январе — сентябре этого года оформлено 31,9 тысячи исполнительных надписей нотариуса на взыскание задолженности на сумму 12,2 миллиарда рублей, из которых исполнено 14,6 тысячи надписей на сумму 6 миллиардов рублей. Подано 7,7 тысячи исковых заявлений в суд на взыскание задолженности на сумму 4,8 миллиарда рублей, а также 256 исков на выселение. В результате 83 семьи лишились своего жилья, из них 46 семьям предоставили другое помещение, по площади меньше занимаемого, а 37 семей, имевших долги по кварт-плате, другого жилого помещения не получили. Еще по 1,2 тысячи исков задолженность на сумму 484 миллиона рублей погашена в ходе рассмотрения исков в судах, и эти дела прекращены. В результате в январе — сентябре нынешнего года населением оплачено 100,3 процента от начисленных платежей за коммунальные услуги.

— В нынешнем году тарифы на некоторые виды услуг ЖКХ повышались не раз. Однако мы по-прежнему оплачиваем лишь небольшой процент себестоимости коммунальных услуг. Тем не менее многие жалуются, что цифры в жировках достаточно велики. Какой процент себестоимости мы оплачиваем на данный момент?

— На 1 октября нынешнего года уровень возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги согласно действующим тарифам составил всего 20,5 процента. Также могу сказать, что на сегодняшний день доля таких платежей в совокупном доходе семьи, несмотря на некоторые повышения тарифов, по-прежнему очень низка. Например, в семье из трех человек, двое из которых работают и получают среднюю по стране зарплату, доля расходов на оплату коммуналки оставляет не более 3 процентов, в семье из трех человек при двух работающих в бюджетной сфере — 4,1 процента, из двух пенсионеров — 5,8 процента.

— Но в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно растут, можно предположить, что и коммуналка будет дорожать. Как будут повышаться тарифы?

— Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и программой деятельности правительства Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусмотрено поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 60 процентов в 2015 году. А тарифы по отдельным видам услуг планируется довести до уровня себестоимости. Это в первую очередь услуги водоснабжения и канализации, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов, электро- и газоснабжения.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Следует сказать, что решение об их увеличении принимается только с учетом роста доходов населения. Кроме того, в целях усиления социальной защиты малообеспеченных граждан рассматривается вопрос о возврате к системе безналичных жилищных субсидий. Поэтому повышение цен на коммунальные услуги должно пройти для белорусов практически незаметно и безболезненно.

 Есть вопрос!

— Во все времена люди ругали государственные ЖЭСы за их далеко не безупречную работу и, надо сказать, во многих случаях не без оснований. Есть ли на сегодняшний день какая-либо альтернатива ныне существующим обслуживающим организациям?

— Концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства страны на период до 2015 года предусмотрено доведение доли жилфонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100 процентов.

И в этом отношении Министерство жилищно-коммунального хозяйства проводит работу, чтобы “подтолкнуть” и собственников жилья, и негосударственные жилищные организации, и местные органы власти к более активной работе по демонополизации сферы оказания жилищно-коммунальных услуг.

Проведенный в стране эксперимент по выбору на конкур-сной основе организаций для оказания отдельных видов жилищно-коммунальных услуг дал определенные результаты в Борисове, Жодино, Новополоцке. Коммерческие организации, занимающиеся обслуживанием и эксплуатацией, в том числе и нежилых зданий и сооружений, имеющие наработанный опыт и соответствующую базу, могут и должны составить полноценную конкуренцию организациям системы ЖКХ. В нашей стране уже есть удачные примеры обслуживания жилищного фонда негосударственными организациями, которых на сегодняшний день насчитывается свыше двадцати.

Кроме того, около 80 процентов ныне существующих товариществ собственников самостоятельно обслуживают свой жилищный фонд. Надо понимать, что государство не может постоянно нести ответственность за собственность граждан и управлять ею. В Беларуси более 86 процентов жилья находится в частной собственности, в связи с чем назрела необходимость более широко вовлекать граждан в процессы управления недвижимым имуществом.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Тарифы на жилищно- коммунальные услуги будут увеличиваться только с учетом роста доходов населения, заверяет министр ЖКХ Андрей ШОРЕЦ
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика