Программа развития ООН и Евросоюз предлагают Беларуси не изобретать велосипед в развитии государственно-частного партнерства и готовы не только поделиться с нашей страной собственным опытом, но и, как говорится, поддержать материально, выделив более миллиона евро.
Как отметила на прошедшей 18 октября в Минске конференции глава представительства ЕС в Беларуси Майра Мора, накопленный международный позволяет Беларуси не тратить время и усилия на то, что уже сделано в других странах, в первую очередь, в законодательном плане, так как именно здесь у Беларуси наблюдается очевидный пробел.
«Такие проекты нельзя начинать с бухты-барахты. Это связано с материальными средствами, имущественными правами, и условия необходимо оговорить в законодательстве», — отметила Майра Мора.
Глава представительства ЕС в Беларуси обратила внимание, что проекты, которые снижают нагрузку на государство, «выгодны всем, налогоплательщикам, прежде всего». Партнерство бизнеса и государства позволит «не содержать большой госаппарат и публичные расходы оплачивать из своего кармана».
Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Беларуси является целью проекта ПРООН с финансированием более миллиона евро. Основным донором проекта является Евросоюз.
Как отметила Майра Мора, средства будут потрачены «на разработку законодательства, консультации и просвещение».
Отвечая на вопрос, есть ли, по ее мнению, в Беларуси политическая воля для реализации на практике государственно-частного партнерства, Майра Мора сказала, что «присутствие на конференции министра <экономики>, представителя премьер-министра и представителя президентской администрации ярко свидетельствует о наличии политической воли и заинтересованности в таких проектах».
Специальные законы о государственно-частном партнерстве приняты в Германии, Польше, Румынии, Чехии, Венгрии, Греции, Бразилии, Южной Корее, Японии, Аргентине, Латвии, Молдове, Украине, Кыргызстане, России. В Беларуси аналогичный закон также разработан, а его проект в ближайшее время будет направлен в парламент, сообщил министр экономики Николай Снопков, который является национальным координатором проекта «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь».
В концепции законопроекта определено, что государственно-частное партнерство может осуществляться в научной, медицинской, лечебно-профилактической деятельности; в сфере образования, культуры и социального обслуживания; связи и телекоммуникаций; в области производства электрической энергии; сфере ЖКХ и других.
Для того чтобы государственно-частное партнерство функционировало, существующая законодательная база должна быть изменена.
Например, в Налоговый кодекс необходимо внести изменения в части установления возможности освобождения частного партнера от уплаты земельного налога за земельные участки, предоставляемые на праве постоянного или временного пользования для исполнения соглашения на определенный период времени.
В Бюджетный кодекс — в части установления возможности осуществления расходов бюджетов по соглашениям. Необходимо также установить возможности предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона, для чего необходимы изменения в указе президента от 27 декабря 2007 г. № 667.
Как отметил Николай Снопков, в основу проекта закона лег проект ЕС/ПРООН, который «призван подготовить высококвалифицированные кадры для формирования практики реализации в Беларуси, а также создать организационную и управленческую структуру в виде Национального центра по государственно-частному партнерству и разработать методологическую основу по реализации проектов ГЧП».
Министр также отметил, что проект закона о ГЧП соответствует мировым практикам на 81,5%, что является лучшим показателем среди стран региона и «является более конкурентной базой для того, чтобы в нашей стране этот институт развился быстро и эффективно».
Как бы ни было сложно изменять сложившуюся систему отношений бизнеса и государства, делать это необходимо. Ни одно государство не в состоянии решить все финансовые проблемы и закрыть бреши в инфраструктуре только из средств бюджета, отметил президент Национального Совета США по государственно-частному партнерству Артур Смит.
В странах, использующих такую модель, есть немало примеров, когда при помощи такого партнерства решаются многие социальные и инфраструктурные проблемные вопросы.
Так, в США была построена платная 22-километровая автомагистраль Dulles Greenway, которая обеспечивает альтернативный пригородный маршрут. «На этот проект частное финансирование составило 40 млн. долларов и еще 310 млн. частно-размещенных налогооблагаемых долговых обязательств. Условия такие: разработчики получают прибыль до тех пор, пока не будут возмещены их инвестиции. Право эксплуатации дороги планируется вернуть государству через 42 года», — рассказал Артур Смит.
Яркий пример государственно-частного партнерства во Франции — клинический центр «Сюд Франсильен». Общая стоимость данного контракта составила 315 млн. евро, что стало одной из самых крупных сделок подобного рода. Проект рассчитан на тридцать лет от даты начала коммерческого использования объекта с начала 2011 года.
В целом, по информации Майры Мора, объем заключенных в рамках ГЧП сделок в Евросоюзе за последние десятилетия составляет 260 млрд. евро. «ГЧП способствует улучшению жизни общества, это касается сокращения выбросов парниковых газов, искоренения бедности и заболеваний, связанных со смертностью», — отметила Мора.
По словам Николая Снопкова, в Беларуси на первом этапе планируется запустить два пилотных проекта по развитию социальной инфраструктуры.