Привлечение прямых иностранных инвестиций определено правительством как одна из самых важных задач на 2014 год. Но в первую очередь государство должно было бы изменить свое отношение к иностранному бизнесу, если не хочет, чтобы тот потерял и без того не очень устойчивый интерес к работе в нашей стране.
Планы и реальность — в разных плоскостях
Статистика привлечения иностранных инвестиций в 2013 году при ее поверхностном изучении может ввести в заблуждение. За январь-сентябрь (данные за больший период Белстат пока не опубликовал) валовое поступление иностранных инвестиций по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличилось на 11,2%. Причем 78,2% от вала составляли прямые иностранные инвестиции, а это более 8,5 млрд. долларов. Однако прямых иностранных инвестиций на чистой основе, то есть не долгов за товары и услуги, а живых денег, в экономику страны за первые девять месяцев 2013 года влилось всего 1,8 млрд. долларов при прогнозном показателе на конец года в 4,5 млрд. долларов.
Деньги в страну идут с большим скрипом. Однако правительство упорно продолжает рисовать несбыточные планы и на их основе строить светлое будущее. В прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2014 год вновь забита магическая цифра 4,5 млрд. долларов ПИИ на чистой основе.
Привлекать инвестиции, как отмечается в системе реализации целевых задач социально-экономического развития Беларуси на 2014 год, правительство намерено путем создания новых производств и приглашения инвесторов в действующие.
В прошлом году в Беларуси свои представительства открыли 176 иностранных компаний (из них более 80 — российские). Число ушедших с белорусского рынка оказалось меньшим. Так что в целом, тенденция позитивная. Однако есть ряд нюансов.
Вложения в Беларусь по-прежнему остаются высокорисковым бизнесом не только из-за нестабильной экономики, но в первую очередь ввиду нелояльного к иностранному капиталу законодательства, несмотря на принимаемые правительством меры по его либерализации.
Нормативные акты — два шага вперед, один назад
12 января вступил в силу закон «Об инвестициях», который, как отмечали эксперты, улучшил правовое регулирование инвестиционной деятельности в Беларуси. При этом высказывалось мнение, что в законе отсутствуют нормы, касающиеся выплаты инвесторам компенсации при изъятии их имущества.
За день до этого было опубликовано правительственное постановление, которым вносятся изменения в порядок открытия в Беларуси представительств иностранных организаций.
Основное из изменений касается срока, на который Министерство иностранных дел теперь будет выдавать разрешение на открытие представительства. Если ранее разрешение выдавалось на год, то теперь будет выдаваться сразу на три года (с возможностью продления срока действия на тот же период).
В ближайшие дни работающим в Беларуси представительствам иностранных компаний за продление разрешения необходимо будет одномоментно уплатить в доход белорусского государства по 195 базовых величин (по 65 базовых за каждый год), то есть более 2,6 тысячи долларов.
«Государство за счет иностранных инвесторов пытается восполнить дефицит бюджетных средств и получить сразу значительную сумму,— отметил в комментарии для Naviny.by глава представительства немецкого концерна Uzin Utz в Беларуси Иван Рак. — Помимо дополнительных (незапланированных!) расходов это создает ряд сложностей в работе иностранных представительств».
Например, пояснил Иван Рак, концерн Uzin Utz согласовал работу представительства в Минске на год, «потому что, как и другие представительства, ранее мы не имели информации об изменении порядка открытия в Республике Беларусь представительств иностранных организаций. Исключить, что в центральных офисах не согласятся продлевать разрешение сразу на три года, нельзя».
Таким образом, задается вопросом Иван Рак, «кто выигрывает, если будет парализована работа существующих представительств, и многие закроются?».
«Что касается прихода новых инвесторов, изменения могут насторожить их и удержать от прихода в Беларусь», — отметил глава представительства Uzin Utz.
Для тех иностранных компаний, которые уже работают в Беларуси, изменения означают дополнительные расходы. Помимо уплаты пошлины, необходимы средства на услуги юристов и нотариусов, чтобы переоформить документы.
Изменения коснутся порядка тысячи иностранных представительств. И каждое из них заплатит за новое разрешение и переоформление документов значительную сумму. По скромным оценкам, в результате «Операции по переоформлению» государственный бюджет может получить около 3 млн. долларов. На ледовый дворец в еще одном райцентре хватит.
Глава представительства немецкого концерна Uzin Utz в Беларуси подчеркнул, что иностранные инвесторы не готовы «терпеть диктат» в части определения сроков, на которые им позволяют приходить в Беларусь. Ведь многие, прежде чем организовывать деятельность на более долгий срок, в течение года хотят убедиться, что здесь можно эффективно работать.
Иван Рак также напомнил, что директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» от 31 декабря 2010 года предусматривает, что дата вступления в силу нормативных правовых актов должна устанавливаться исходя из разумных сроков, но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.
«На мой взгляд, в решении МИД проявилась некомпетентность чиновников, которые принимают важные решения без обсуждения и предварительного информирования общественности. В результате инвестиционный климат Беларуси становится менее благоприятным из-за усложнения и непредсказуемости условий работы», — заключил Иван Рак.