Белорусские предприятия несут большие потери из-за девальвации российского рубля. Снижение прибыли, вымывание оборотных средств и неясность перспектив в торговле на российском рынке — вот проблемы, с которыми сталкиваются белорусские промышленники.
Потери от стремительного обесценивания российской валюты несут все предприятия, которые поставляют свою продукцию на российский рынок.
«Курс с лета постоянно падает. Вчера был 198, а по курсу 300 мы торговали почти все время. Продавая российские рубли, теряем 35-40 процентов средств в белорусских рублях, — объясняет ситуацию сотрудник администрации бобруйского акционерного общества «Славянка». — Но главное, что в России катастрофа продолжается. Мы не знаем, на что ориентироваться, что будет дальше».
По словам собеседника, пока на предприятии спасаются запасенными средствами со времен стабильной торговли в России. Тогдашний кризис пока не отразился на заработках работников:
«Мы очень хорошо там продавались, и есть возможности пока выполнять все обязанности в полном объеме, согласно коллективному договору. Но с тревогой смотрим в будущий год».
«Славянка» — одно из крупных предприятий легкой промышленности, шьет одежду.
На могилевской обувной фабрике, известной под брендом «Шаговита», ситуация похожая. Сотрудник администрации признается, что предприятие несет большие потери:
«Мы вынужденно повышаем цены, но вы же понимаете, если я поднимаю цену, то резко падают объемы продаж. У нас экспорт в Россию составляет 40 процентов. Был еще украинский рынок, но мы туда вообще ничего не отгружали в этом году, не берут ничего. Там думают совсем о другом — как бы поесть и заплатить за электричество и газ».
По его мнению, финансовое положение белорусских экспортеров могла бы спасти девальвация белорусской валюты.
«В Беларуси 80 процентов экспорта идет в Россию, — говорит собеседник. — И если наши власти не найдут какого-то соответствия с российским курсом, то не знаю, что будет со страной, не говоря уже о нашем предприятии».
Перед могилевским предприятием «Строммашина» главой государства поставлена задача искать новые рынки сбыта. Новому директору завода Владимиру Демиденко президент запретил работать на склад
«Вы же помните 2011 год, когда у нас в три раза рубль прыгнул. Сейчас пусть не в три, но какой-то прыжок предстоит. Если российский рубль в том же темпе и дальше опускаться будет — не миновать катастрофы, через два-три месяца произойдет вымывание оборотных средств», — рассказалиБелаПАНв администрации завода.
По словам собеседника, ежедневно завод теряет до одного миллиарда рублей прибыли. Договоры с российскими партнерами на поставку продукции с могилевского предприятия заключались по курсу, близкому к 300 белорусским рублям за один российский. Сейчас цена российского рубля — менее 200.
«На вчерашний день мы потеряли один миллиард белорусских рублей. То, что касается закупки сырья и материалов, здесь ситуация более-менее нормальная, но российская сторона в последнее время стала повышать цены — на тот же металл, кокс», — говорит сотрудник администрации могилевского предприятия «Строммашина».
Если большинство промышленников говорило об экономическом аспекте влияния нестабильности российской валюты на ситуацию в Беларуси, то единицы упоминали политическую сторону проблемы. Один из собеседников отметил, что политический режим в Беларуси не позволяет доминировать экономике над политикой. Вопрос девальвации белорусской валюты, по его мнению, стоит рассматривать в политической плоскости.
«Готова ли власть пойти на такой шаг?» — задал риторический вопрос экономист одного из могилевских предприятий.
Договоры с российскими партнерами заключались по курсу, близкому к 300 белорусским рублям за один российский. Сейчас цена российского рубля — менее 200...