Беларусь прекратила поставки бензина на российский рынок, передает БелаПАН со ссылкой на российскую газету «Известия». Информацию о прекращении поставок подтвердила белорусская компания Beloil.
Как сообщили «Известиям» источники в российском нефтехимическом комплексе, последние поставки российским трейдерам были осуществлены в начале января. Их объем составил всего 239 тонн, 0,2% от поставок в январе 2015 года (101,6 тыс. тонн), притом что обычно доля белорусского бензина на российском рынке составляет 3-5%.
Как отмечают эксперты, снижение белорусского импорта может побудить Минэнерго сократить в свою очередь квоты на поставки нефти в Беларусь, а весной есть вероятность возникновения дефицита бензина в РФ.
«Поставки начали падать еще в декабре и в итоге совсем прекратились после январских праздников, — рассказал директор по развитию бизнеса агентства Аналитика товарных рынков Михаил Турукалов. — Белорусские компании поставляют, если у них нет продаж в более выгодных направлениях. В конце декабря, как они говорили, у них таких было много, а из-за довольно высоких цен наши трейдеры товар у них не покупают, и поставок поэтому нет».
По данным Аналитики товарных рынков, стоимость белорусского бензина марки Аи-92 за декабрь 2015 года, вопреки общероссийской тенденции на снижение, выросла с 35,9 тыс. рублей за тонну до 36,6 тыс. рублей. Стоимость белорусской нефти напрямую привязана к стоимости рубля: чем ниже опускается курс рубля по отношению к доллару США, тем больше белорусы просят за тонну товара, поясняет Турукалов. В Западной Европе в 2015 году разница в цене тонны бензина с российскими ценниками доходила до 100 долларов. В частности, выросли белорусские поставки в Великобританию (3,59 млн. тонн за январь—апрель 2015 года, разница в 2,5 раза), остальная часть по контрактам ушла в Нидерланды и Украину.
Поставки бензина из Беларуси в Россию, как правило, идут с Мозырского НПЗ концерна «Белнефтехим». Источник на Мозырском НПЗ подтвердил «Известиям» факт прекращения продаж в Россию, добавив, что «дело в рентабельности».
Россия и Беларусь подписали межправительственное соглашение по поставкам нефти и нефтепродуктов до 2025 года в 2014 году, по нему Москва ежегодно обязалась поставлять Минску по 23 млн. тонн нефти, не взимая с нее экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического союза. Взамен было оговорено, что Россия будет получать от белорусских нефтепереработчиков не менее 1,8 млн. тонн бензина в год. В прошлом году в Россию должно было уйти 1,8 млн. тонн, но в марте начались перебои с поставками, в итоге за год, по данным Аналитики товарных рынков, поступило всего 808 тыс. тонн бензина, то есть на 1 млн. меньше заявленных оговоренных объемов.
В январе—мае 2015 года белорусская сторона несколько раз останавливала экспорт бензина в Россию. В апреле белорусский вице-премьер Владимир Семашко объяснял это слишком низкой стоимостью нефтепродуктов на российском рынке. В ответ в мае глава российского Минэнерго Александр Новак предупредил белорусских коллег о вероятном уменьшении встречных поставок нефти, что предусмотрено действующим двусторонним договором при падении поставок бензина на 10%. После этого заявления поставки возобновились, но в минимальных количествах — за май—июнь было отгружено 113 тыс. тонн, чего явно мало для покрытия годовых обязательств.