10 февраля минских предпринимателей, занимающихся розничной торговлей одежды и обуви, пригласили на оптовый склад концерна «Беллегпром», где представлена продукция отечественных предприятий, которую государство предлагает в качестве альтернативы несертифицированному ширпортребу, завозимому из России.
«Костюм «Коминтерн», рубашка от «Элиз», туфли от «Марко» — так председатель концерна «Беллегпром» Николай Ефимчик ответил на вопрос предпринимателей, какую одежду носит сам. И тут же добавил, что речь не идет о том, чтобы все ходили одинаковые, как в Северной Корее. В стране есть выбор одежды отечественного производства, которая, как считает Ефимчик, по качеству не уступает Armani или Hugo Boss.
Николай Ефимчик
Надо сказать, что на председателе концерна был хороший костюм. Директор «Торгового дома Коминтерн-М» Андрей Ахрем показал похожий на стенде предприятия — 88% шерсти. Такой костюм в магазине будет стоить больше трех миллионов. Основная часть цены приходится на ткань, себестоимость пошива одного костюма — около 430 тысяч, еще около 200 тысяч уходит на фурнитуру.
Предприниматели говорили о том, что в кризис многие готовы носить вещи пусть не самого лучшего качества, но чтобы стоили подешевле.
«У нас есть товар для разного кошелька, — сказал Андрей Ахрем. — Предприниматели на Ждановичах не знают, что торгуют нашими костюмами, которые привозят под разными марками из России».
Андрей Ахрем
На выставке, которую предприятия «Беллегпрома» устроили предпринимателям, товаров было много. Все их можно купить через оптовые базы, которые, отметил Николай Ефимчик, изменяют форму своей работы — со временем необходимость личного присутствия уйдет, а отбор товара будет проходить удаленно, через интернет.
«Если работа правильно построена, цена на базе не выше, чем у изготовителя. Здесь есть всё — начиная от корсетных изделий до валенок. На базах всегда будет легальный сертифицированный продукт, хотя его ассортимент, ИП, возможно не устраивает», — сказал глава «Беллегпрома».
«А кто у нас возьмет товар, который предлагают предприятия «Беллегпрома», — задается вопросом предприниматель Елена Ивкина. — У меня ощущение, что на выставке товар, который возвращает меня на 20 лет назад. Шляпку, которая на мне, еще недавно я продавала за 400 тысяч рублей, в магазине видела такую же за 600 тысяч рублей. Я давно торгую головными уборами, а на стенде «Людмилы» могу разве что пару женских шляпок найти, которые вообще можно попробовать продать. Кто у меня купит их кепки с государственной символикой за 200 тысяч?»
Предприниматель Елена Ивкина
Отвечая на вопрос, почему на стенде «Людмилы» такой узкий ассортимент, заместитель начальника управления маркетинга предприятия Наталья Реут отметила, что выставить всё, что есть на складе, невозможно: «На выставке представлены новые модели, которые будут в производстве к новому сезону. На нашем сайте вы можете ознакомиться с ассортиментом полностью».
Наталья Реут (справа)
Однако предпринимателям все равно непонятно — зачем покупателю идти за белорусской одеждой на рынок, если она в большом ассортименте представлена в крупных магазинах?
Например, сказала одна из предпринимательниц, «кто будет покупать изделия «Купалинки» на рынке, если они не выдерживают никакой критики и к тому же представлены и в ГУМе, и в ЦУМе?»
Как отметила генеральный директор ОАО «Купалинка» Татьяна Ярота, предприятие активно сотрудничает с ИП и готово продолжать это делать в любой форме: «Все ваши предложения мы готовы услышать, включая идеи, касающиеся дизайна».
Тем более нет смысла идти на рынок за одеждой, продолжают приводить свои доводы предприниматели, если она там не дешевле, чем в магазине. Например, Белорусский центр моды предлагает покупать плащи и костюмы по 2-3 млн рублей. «Дорого, — говорят ипэшники. — Не для массового покупателя».
А то, что предлагается недорого, очень многих разочаровывает. Модели, говорят предприниматели, какие-то несовременные.
«Мы все боимся», — сказала торгующая обувью предпринимательница, рассматривавшая продукцию фабрики «Луч». На вопрос, чего она боится, женщина ответила: «Вы слышали, что вчера говорил президент? Он же нас бандитами назвал».
«Надо понимать, что те, кто завозят сюда разного рода тряпье, и даже хорошего качества, если бы это было из Турции, Китая, России и прочее — надо понимать: всё, что мы завезли к себе оттуда, мы настолько же угробили свою экономику, легкую промышленность. Не будет она развиваться. Тем более без документов, без сертификатов, — сказал 9 февраля Александр Лукашенко, принимая с докладом министра торговли. — Слушайте! Это же мы узакониваем бандитизм, преступников! Одних ловим, сажаем, а другим разрешаем».
Предпринимательница сказала, что ассортимент «Луча» ее устраивает, но на хорошие модели цена кусается:
«Например, туфли из натуральной кожи. Закупочная цена — 684 тысячи с НДС. Мне, чтобы оплатить аренду (около 10 миллионов в месяц), заплатить налоги и зарплату продавцу, нужно выставить цену около 1 млн 100 тыс. В общем, получается, две недели надо торговать, чтобы заплатить налоги и необходимые платежи, две недели — чтобы купить товар. А жить за что? В общем, я планирую покупать часть ассортимента здесь, часть в Москве, где все-таки можно найти схожий товар по более низкой закупочной цене».
Руководитель коммерческой службы ОАО «Луч» Дмитрий Царенко не согласен, что обувь «Луч» дорогая и предлагает пройтись по магазинам и посмотреть, сколько стоит обувь других белорусских производителей.
По его словам, в фирменных магазинах «Луча» надбавка — 30%: «Такой размер надбавки делает торговлю убыточной, надо как минимум 40%».
Однако Министерство торговли Беларуси намерено рекомендовать субъектам хозяйствования снизить торговые надбавки на отечественные товары, заявил 9 февраля первый заместитель министра торговли Артур Карпович.
На вопрос, куда уж ниже, представитель «Луча» только развел руками. Возможно, от рекомендации Минторга удастся отбиться, если получится доказать, что средняя надбавка по году составляет не 40%, а около 25% — с учетом различных акций и распродаж.
Как бы там ни было, очевидно, что предпринимателям, которые не готовы привозить в Беларусь сертифицированную продукцию, выбирать не приходится, а придется либо продавать белорусское, либо закрываться.
Все продавцы работают и будут работать в одинаковых условиях, сказал глава «Беллегпрома» Николай Ефимчик.
«На вкус и цвет товарища нет. Никто не запрещает привозить импортный товар при наличии соответствующих документов, которые оговорены в указе № 222», — сказал он.