"Депо постепенно ветшает". Кто разрешит спор между российским инвестором и властями Минска?. 21.by

"Депо постепенно ветшает". Кто разрешит спор между российским инвестором и властями Минска?

06.04.2016 07:40 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сложную и необычную инвестиционную историю сейчас пытаются разрешить белорусские власти. До этого нерадивым инвесторам было очень просто сказать: «Давай, до свидания» в связи с невыполнением взятых обязательств. Сюжет с российской «Манолиум-Процессинг» обременен почти готовым троллейбусным депо. Инвестор желает получить вложенные туда свои ресурсы, раз инвестдоговор уже расторгнут. Но у государства нет свободных денег в бюджете на эти цели, да и непонятно, за что в принципе платить горе-инвестору.


Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Вкратце напомним, что история берет начало с 2003 года. Тогда московская «Манолиум-Процессинг», владельцем которой является российский бизнесмен Арам Екавян, выиграла тендер на застройку участка в границах улиц Машерова (бывшая Варвашени), Красной и Киселева, где расположено старое троллейбусное депо № 1. Предполагалось, что на этом месте инвестор построит элитное жилье, 5-звездочный отель и бизнес-центр на общую сумму 500 млн долларов. Чтобы получить участок под застройку, предприниматель согласился потратить 15 млн долларов на новое троллейбусное депо в Уручье со всей необходимой инфраструктурой и перечислить 1 млн долларов на строительство Национальной библиотеки. После одобрения президента инвестор приступил к реализации проекта. Но в силу разных причин, о которых можно прочитать по этой ссылке, стройка в центре города так и не началась. Но за прошедшее время компания почти возвела троллейбусное депо мощностью 220 троллейбусов в микрорайоне Уручье-6.

В 2014 году по решению экономического суда Минска был расторгнут инвестдоговор в связи с существенным нарушением инвестором его условий. Город стал настаивать на безвозмездной передаче депо, поскольку инвестор самовольно занимает земельный участок площадью 8 га, так как право временного пользования им уже истекло. В итоге российский инвестор стал требовать от властей Минска возмещения понесенных затрат в Уручье. А власти этого не признают.

В итоге выяснение отношений вышло на правительственный уровень. В ноябре прошлого года «Монолиум-инжиниринг» обратилась к президенту с просьбой о встрече, чтобы донести «все факты того беспредела, который творят ответственные чиновники в отношении иностранных инвесторов». По поручению правительства от 27 января 2016 года комиссией в составе представителей главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов и «Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве» Министерства архитектуры и строительства проведена внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности «Монолиум-инжиниринг» (белорусская «дочка» «Манолиум-процессинг»).

В ходе проверки установлено, что стоимость объектов незавершенного строительства троллейбусного депо и участка улицы Городецкой без учета переоценок и курсовых разниц составила почти 61 млрд рублей (16,7 млн долларов), в том числе 55,9 млрд рублей — затраты на проведение проектных и строительных работ с учетом НДС, 4 млрд — затраты на управление строительством, 1 млрд — исчисленный земельный налог. Тяговая подстанция обошлась «Монолиум-инжиниринг» в 6,2 млрд рублей (2,7 млн долларов), в том числе: 5,8 млрд — на проведение проектных и строительных работ, 427,3 млн рублей — затраты на управление строительством. Таким образом документально подтвержденные затраты «Монолиум-инжиниринг», направленные на создание объектов коммунального назначения, с учетом затрат на управление строительством составляют 67,2 млрд рублей, что эквивалентно 19,4 млн долларов, говорится в справке Минфина.

«Таким образом, на официальном уровне признаны наши траты по проекту», — говорит директор «Монолиум-инжиниринг» Андрей Долгов.

В комитете экономики Мингорисполкома считают, что «полученный Минфином расчет затрат не может быть использован в качестве оснований для возврата указанных средств из бюджета». Контрольные обмеры «выполнены в незначительном объеме и сведены только к обмеру покрытий пола в административно-бытовом корпусе». Кроме того, «в оценке отсутствуют сведения о фактическом износе имущества и выводы о соответствии затрат инвестора проектной документации, что не позволяет вести речь о достижении целей проверки».

Вместе с тем мэрией было установлено, что инвестор имеет неисполненные обязательства перед бюджетом более 20 млн долларов (в том числе задолженность по уплате налогов), что превышает его затраты. Кроме того, экономическим судом Минска установлен факт убытков инвестора по данному проекту по его вине, сказали в комитете экономики Мингорисполкома.

Таким образом, там считают, что оснований для компенсации из бюджета Минска понесенных инвестором затрат (выкупа объектов коммунального назначения, расположенных на земельном участке) не усматривается. В Мингорисполкоме считают «целесообразным предложить инвестору безвозмездно передать объекты коммунального назначения в коммунальную собственность Минска, что избавит его от дополнительных расходов, в том числе по освобождению земельного участка». В случае несогласия Мингорисполком направит требования инвестору об уплате суммы налога на самовольное занятие земельного участка, а в случае неисполнения указанных требований передаст материалы в суд для привлечения инвестора к административной ответственности и последующего принудительного взыскания земельного налога и иных платежей в бюджет. Кроме того, примет меры по принудительному изъятию объектов незавершенного строительства в доход государства. После перехода прав на троллейбусное депо и тяговую подстанцию Мингорисполком получит возможность завершить их строительство и ввести в эксплуатацию за бюджетные средства Минска.

Андрей Долгов отмечает, что городом уже используется тяговая подстанция для «Минсктранса», отреконструирована часть улицы Городецкой — это дополнительные объекты, которые были поручены инвестору по договору. Троллейбусное депо компания не спешит сдавать сознательно, поскольку опасается его безвозмездной передачи городу. По словам Долгова, для завершения строительства депо необходимо еще 103,2 млрд рублей, хотя ранее Мингорисполкомом озвучивалась сумма в 56 млрд рублей. «Из-за прямых упущений в своей работе руководство Мингорисполкома заняло крайне неконструктивную позицию, в результате которой городской бюджет может понести колоссальные траты. Думаю, с такими подходами не то что инвесторов, а даже гостей столица не дождется», — считает он.

Андрей Долгов говорит, что ему уже ничего не остается, как обратиться с ответным иском в суд. При этом он особых надежд на справедливое решение белорусского суда не питает. Хотя «приятно поражен объективной оценкой КРУ Минфина». Поэтому «Манолиум-Процессинг» уже договорилась с международной юридической компанией Baker & McKenzie об «инициировании арбитражного разбирательства против Республики Беларусь». Сумма иска, по словам Долгова, составляет «порядка 100 млн долларов». Площадка для выяснения спора еще согласовывается.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сложную инвестиционную историю сейчас пытаются разрешить белорусские власти. До этого нерадивым инвесторам было очень просто сказать: "Давай, до свидания" в связи...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика