До Всебелорусского народного собрания, на котором традиционно принимается пятилетняя программа развития страны, остались считанные недели. Между тем документ, по которому страна будет жить до 2020 года, пока так и не опубликован. Что пообещает государство электорату с высокой трибуны?
На прошлой неделе Александр Лукашенко сказал, что ВВП в новой пятилетке должен прирасти «хотя бы на 12%».
Правительство, которое разрабатывает программу социально-экономического развития на 2016-2020 годы, изначально закладывало в документ рост экономики за пятилетку на 10,1%. Однако теперь никуда не денешься — показатели придется подкорректировать с учетом требований главы государства.
По информации БелаПАН, на нынешнюю пятилетку теперь предполагается заложить рост экономики в 12-15%. На 2011-2015 годы власти планировали 62-68%. Однако фактические темпы оказались в 10 раз ниже — 5,9%. Напряженную задачу для Совмина на 2016-2020 годы президент определил, видимо, благодаря простой математике — умножив реальный рост экономики за прошлую пятилетку в два раза, вот и получилось около 12%.
Что эта цифра должна означать для граждан? Сопоставимые темпы роста доходов. Одна из последних версий программы социально-экономического развития на пятилетку предполагает, что реальные доходы населения вырастут за пятилетку на 9,3-11,6%. Напомню, в январе-марте нынешнего года реальные доходы населения сократились на 6,8%.
За счет чего власти планируют обеспечить экономический рост, который позволит в новой пятилетке немного повысить доходы электората?
Программа на 2016-2020 годы, по информации БелаПАН, подготовлена с учетом того, что стране в новой пятилетке удастся на 20-25% нарастить экспорт. В связи с этим власти планируют заметно увеличить и объемы производства инвестиционных, промежуточных, потребительских товаров.
Так, например, предполагается, что производство грузовых автомобилей (включая седельные тягачи) в 2020 году по сравнению с 2015-м вырастет почти в 2,4 раза, тракторов — на 18,7%, автобусов — почти вдвое, холодильников и морозильников — на четверть, обуви — на 36,4%.
Между тем производство всех перечисленных товаров в 2011-2015 годах заметно сократилось: тракторов — почти вдвое, грузовых автомобилей — почти в 4 раза, холодильников и морозильников — на четверть, обуви — на 42,1%.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа социально-экономического развития до 2020 года, которая будет приниматься на Всебелорусском собрании, основана на предположении, что традиционные сектора белорусской промышленности, которые ранее падали, смогут продемонстрировать рост и за счет этого удастся повысить уровень благосостояния.
Где набраться ресурсов?
«Планы государства на новую пятилетку — декларация о намерениях, суть которой сводится к тому, что существенных изменений в экономике государство проводить не намерено», — считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Он подчеркивает: «Если финансовое положение предприятий, которые в 2016-2020 годах должны демонстрировать рост производства, не улучшится, официальные планы на пятилетку окажутся филькиной грамотой».
Теоретически, отмечает эксперт, сохранить в неизменном виде структуру белорусской экономики и обеспечить ее рост можно за счет новых заимствований.
«Благодаря новым заимствованиям поддерживать экономику в нынешнем состоянии еще пять лет можно. Однако уверенности, что нынешняя экономическая модель просуществует еще пять лет в неизменном виде, нет абсолютно никакой», — говорит Крук.
И дело не в том, что власти вдруг воспылают любовью к реформам. На поддержку нынешней модели банально может не найтись денег.
«Для того чтобы поддерживать сектор экономики, который находится в сложном финансовом положении, требуются серьезные ресурсы — по нашим оценкам, 7 млрд долларов», — заявил представитель Министерства экономики во время круглого стола, который организовывала Федерация профсоюзов Беларуси.
В то же время возможности предприятий привлекать финансирование, в частности кредиты, крайне ограниченны.
По оценке Нацбанка, на 1 апреля задолженность юридических лиц по кредитам в 3,6 раза превышала месячную выручку предприятий. Высокая закредитованность организаций уже ведет к тому, что заемщики не в состоянии рассчитаться с банками. За январь-апрель проблемные активы банков увеличились почти в два раза, до 51,1 трлн рублей на 1 мая, и продолжают расти.
«Рост проблемных активов в банковской системе, неплатежи предприятий, снижение инвестиционной активности — все это указывает на слабость нынешней экономической модели. Поэтому в этой пятилетке могут произойти глобальные изменения в белорусской экономике», — считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Глядя на тенденции, эксперты предрекают не расцвет, а упадок традиционной модели отечественной экономики. С учетом этого пятое Всебелорусское народное собрание, скорее всего, окажется чисто пропагандистским ритуалом.
Планы государства на новую пятилетку — декларация о намерениях, суть которой сводится к тому, что существенных изменений в экономике государство проводить не...