Первый машиностроитель Беларуси: от "нигилиста" до "белорусского Путилова". 21.by

Первый машиностроитель Беларуси: от "нигилиста" до "белорусского Путилова"

07.11.2017 14:48 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как инженер-недоучка Николай Якобсон построил первый машиностроительный завод на территории Беларуси и кто помог детищу «белорусского Путилова» стать крупнейшим бизнесом в этой части Российской империи — в спецпроекте TUT.BY, посвященном истории самых выдающихся бизнесменов, компаний и проектов дореволюционной Беларуси.


Забытые революцией: самые яркие имена и бренды в бизнесе дореволюционной Беларуси

Октябрьская революция 1917 года стала переломным событием для многих стран. Ее последствия кардинальным образом перекроили реальность во всех сферах Российской империи, в которую тогда входила территория современной Беларуси.

Это событие в числе прочих стало началом ликвидации и практически полного исчезновения как класса бизнесменов — главной движущей силы экономического и социально-культурного развития Беларуси в конце XIX — начале XX веков. В 1918 году большевистские власти примут декреты о национализации. Малая толика бывших собственников согласится сотрудничать с новыми властями в качестве менеджеров. Большинство из тех, кто останется в живых после череды войн и погромов, спасется на время от рабоче-крестьянской гегемонии в эмиграции в Польше и других странах. На время, потому что в 1939 году наследники революции доделают то, что не удалось их отцам, — окончательно уничтожат предпринимательский класс.

Цель спецпроекта «Забытые революцией: самые яркие имена и бренды в бизнесе дореволюционной Беларуси», который TUT.BY начинает с публикации материала о крупнейшей машиностроительной компании дореволюционной Беларуси, — вспомнить важнейшие фигуры, компании и проекты, существовавшие до 1917 года. И помочь составить новое представление об экономическом развитии Беларуси в рамках Российской империи, которое может расходиться со стереотипами, сформированными в советское и постсоветское время.

В 1881 году минские губернские власти одобряют прошение об открытии в городе «чугунно-меднолитейного завода с механическим заведением». Автором обращения является Николай Якобсон — бывший студент Санкт-Петербургского технологического института, исключенный с 3-го курса престижного имперского вуза за участие в акциях протеста. Так начинается история первой и крупнейшей машиностроительной компании дореволюционной Беларуси и одновременно история успеха ее основателя, названного исследователями «белорусским Путиловым».

Николай Якобсон происходит из той плеяды первых белорусских предпринимателей, которая вырастает из волосатых нигилистов-разночинцев, мелких дворянчиков, самоучек-крестьян и авантюристов-эмигрантов на волне промышленного подъема в царской России в конце XIX — начале XX веков. Стремительный рывок в «капиталистическое будущее», начавшийся на территории Беларуси в 1890-е годы, вызывает спрос на таких людей — образованных, с коммерческой жилкой и, главное, с огромным желанием занять свое «место под солнцем». Это место Николай Якобсон и около десятка его коллег-конкурентов пытаются найти в новой для тогдашней экономики Беларуси сфере — машиностроении.

Обратившись со своим прошением к властям Минска, Николай Якобсон оказывается в нужном месте и в нужный час. Помещичьим хозяйствам, монополизировавшим производство спирта, еврейским компаниям, с середины XIX века подмявшим под себя торговлю белорусским лесом, для увеличения доходности полуфеодального бизнеса требуется срочно совершенствовать свою техническую базу. В конце XIX века импортные машины могут выписывать из-за границы только очень состоятельные люди. Московские, петербургские и варшавские машиностроительные фирмы находятся далековато и выпускают не всегда то, что требуется белорусской экономике, а если и выпускают, то предлагают по ценам, которые не уступают «импорту». Поэтому развитие технической базы для дальнейшего рывка берутся обеспечить местные предприниматели. Они в итоге замыкают на себе практически все: от проектирования и монтажа «под ключ» целых заводов до производства разнообразного, порой эксклюзивного оборудования, а также до его прямых, минуя петербургских и варшавских посредников, поставок из-за рубежа. Уже к началу XX века созданные ими фирмы в острой конкуренции с рвущимися на рынок российскими и польскими компаниями в значительной мере обеспечивают потребности местных отраслей промышленности в необходимом оборудовании.

Бывший «нигилист» и «пионер» отечественного машиностроения

В авангарде индустриализации находится Николай Якобсон. Он родится в 1847 году в имении Калкуны в Курляндской губернии (территория современной Латвии), окончит Динабургскую реальную гимназию и поступит в Санкт-Петербургский технологический институт. Это элитарное закрытое учебное заведение Российской империи, основанное в 1828 году для того, чтобы «приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками или отдельными частями оных». Два отделения института — механическое и химическое — обучают на инженеров-технологов. Но Николаю Якобсону не суждено им стать. В 1874 году он будет исключен с 3-го курса Санкт-Петербургского технологического института за участие в студенческих акциях протеста.

В дальнейшем Николай Якобсон, в отличие от некоторых своих коллег, больше никак не будет проявлять революционных устремлений. Под конец жизни он превратится в настоящего буржуа — преуспевающего предпринимателя и респектабельного жителя Минска: будет избран местным купечеством в учетно-ссудный комитет минского отделения Государственного банка, удостоится «как лицо интеллигентное, знающее условия фабричной жизни и искренне желающее послужить на пользу рабочих» стать членом губернского по фабричным делам присутствия. Поэтому можно сказать, что его былые революционные подвиги в стычках с петербургскими жандармами были не более чем «ошибками молодости». К сожалению, не все из волосатых «нигилистов» к 1917 году сумеют признать их и встать на путь исправления.

Когда Николай Якобсон в 1881 году напишет свое прошение о заводе, несмотря на политическую неблагонадежность инженера-недоучки, губернское правление одобрит его проект. Властям тоже очевидно: отсутствие машиностроительного производства на всей территории от Смоленска до Гродно тормозит развитие главных налогогенерирующих отраслей белорусской экономики того времени — лесной и спиртовой.

В 1883 году Кошарский чугунолитейный и машиностроительный завод, названный по одноименной площади в губернской столице, заработает на полную мощность, и 36-летний Николай Якобсон навсегда останется в Минске.


На первых порах в качестве партнера он приглашает в бизнес Петра Христиановича. Но через пять лет тот, по-видимому, посчитав неэффективными свои инвестиции, выходит из учредителей. Николай Якобсон же упорно идет вперед. Начав с 10 работников, фирма разрастается заказами и штатным персоналом. Одним из важных реализованных контрактов Кошарского завода становится заказ от Общества Либаво-Роменской железной дороги. Общество в это время принадлежит наследникам «железнодорожного короля» Карла фон Мекка и эксплуатирует проходящую через Минск железную дорогу из хлебной Украины в балтийский порт Либава. В Минске находится офис компании, и он заказывает у завода Якобсона железнодорожные буксы, тормозные колодки и костыли.

К концу 1880-х специализацией Кошарского завода становится производство земледельческих орудий, оборудования для лесопиления, винокурения, маслобойной и мукомольной отраслей. В 1891 году у Николая Якобсона работает уже 50 человек. Это крупнейшее частное промышленное предприятие Минска. Бизнесмен получает в минском отделении Государственного банка кредит под развитие предприятия, а также делает попытку начать новое дело. В 1896 году он регистрирует патент на цементно-угольные пластины для фильтрования воды и получает разрешение на создание и формирование уставного фонда акционерного общества «Ферролит». Разместить правление новой компании Николай Якобсон собирается в Санкт-Петербурге. Однако ему не удается заинтересовать бизнес-идеей других инвесторов и собрать необходимые 300 тысяч рублей. Начать новый бизнес только на свои деньги он не рискует. И на это есть свои причины. Да, он богат, его машиностроительный завод — самый крупный в Северо-Западном крае и спрос на продукцию с Кошарской площади растет. Но в 1896 году его компания лишается монополии: в Минске свое машиностроительное предприятие, Вокзальный чугунолитейный и машиностроительный завод, открывают братья Лившицы и Яков Выгодский.

Наследники Якобсона

Для Якобсона, доминировавшего в течение 15 лет на рынке бизнеса, это серьезный конкурент. За новым проектом стоят значительные деньги. Братья Лев и Яков Лившицы и купец Яков Выгодский являются владельцами Торгового дома «Г. Л. Лившиц и Ко». Это крупное торговое предприятие, ведущее оптовую торговлю хлебом в Минске, Либаве, Бахмаче и Прилуках (оба города — в Полтавской губернии) и имеющее отделение даже в немецком Кенигсберге. Помимо всего прочего, в состав торгового дома входит банкирская контора в Минске, чей ежегодный оборот составляет 1 млн рублей. Сужение хлебного рынка, обусловленное хлынувшим в Европу американским и австралийским зерном, заставляет владельцев торгового дома искать новые ниши. И они идут по пути Николая Якобсона, наладив на Вокзальном чугунолитейном и машиностроительном заводе выпуск практически аналогичного ассортимента машин и оборудования.

Перед 1900 годом фирма Якобсона еще опережает по основным показателям Вокзальный завод. Неизвестно, чем бы закончилась конкурентная борьба, игравшая на руку московским и варшавским фабрикантам, если бы не смерть Николая Якобсона. Он умирает в 1900 году в возрасте 53 лет. Своей деятельностью на ниве зарождения и становления отечественного машиностроения Николай Якобсон заслужил в кругах историков звание «белорусского Путилова» — в честь легендарного российского инженера, предпринимателя и учредителя Общества Путиловских заводов (современный Кировский завод) Николая Путилова.

Вдова бизнесмена Берта Якобсон в том же 1900 году делает важный шаг, который прекращает ценовую войну между двумя заводами. Она соглашается на их объединение в рамках новой компании — «Товарищества Н.Я. Якобсон, Г. Л. Лившиц и Ко». Первоначальный капитал товарищества составляет 120 тыс. рублей, к Первой мировой войне (к 1914 году) он увеличивается до 315 тысяч. В состав фирмы помимо двух производственных площадок входит техническое бюро, которое разрабатывает проекты новых заводов и обеспечивает их сдачу «под ключ». При правлении находится «самый крупный в Северо-Западном крае склад технических и электротехнических принадлежностей». Товарищество является представителем известных немецких, английских и французских машиностроительных заводов, продвигающих свою продукцию на рынке Российской империи. «Товарищество Н.Я. Якобсон, Г. Л. Лившиц и Ко» даже обзаводится собственными резервуарами для хранения машинного масла с бакинских нефтяных промыслов.


Изображение: книга «Минск: страницы жизни дореволюционного города» З.В.Шибеко, С.Ф.Шибеко

Берта Якобсон и братья Лившицы являются его пайщиками и получают дивиденды, а управление фирмой возлагается на немецкого инженера Иоганна Фильгатера и начинавшего с торговли сельдью купца Якова Выгодского. Немец, отвечающий за техническую часть бизнеса, приобретает дом в Минске, становится гласным городской думы и намеревается даже оформить российское подданство. Яков Выгодский занимается маркетингом и сбытом. Именно их умелому руководству товарищество обязано тем, что перед войной бизнес выходит на всероссийский уровень: в 1913 году объем производства фирмы составляет 1,1 млн рублей, на заводах и в инжиниринговых подразделениях занято около 350 человек, фирма налаживает сбыт продукции и услуг за пределы белорусских губерний — даже на Урал и в Сибирь.

К этому времени на территории Беларуси откроются еще несколько машиностроительных заводов, среди которых выделяются минские Товарищество «Технолог» инженеров-механиков Иосифа-Айзика Залкинда и Гдаля Вильбушевича и машиностроительно-медно-железно-котельный завод Генриха Янишевского. Небольшие машиностроительные предприятия существуют также в Бобруйске, Гродно и Витебске. С 1912 года дворянин Иосиф Гембицкий пытается собрать капитал для Рогачевского акционерного общества фабрики земледельческих орудий, чугунолитейного и машиностроительного завода. Но первая в белорусской истории машиностроительная компания «Товарищество Н. Я. Якобсон, Г. Л. Лившиц и Ко» остается безоговорочным лидером в отрасли и опережает своих конкурентов по всем показателям.

В августе 1914 года Российская империя вступит в Первую мировую войну. Военная пора благоприятно сказывается на делах «Товарищества Н.Я. Якобсон, Г. Л. Лившиц и Ко» — ее заводы получают крупный госзаказ на фрезерные станки для выпуска бомб. Но появление в 1915 году под Минском разъездов немецких улан заставляет владельцев и власти в экстренном порядке эвакуировать стратегическое предприятие в Ярославль.
На новой площадке в городе на Волге товарищество освоит производство снарядов для бомбометов и другого оборудования для оборонного комплекса Российской империи. В 1918 году предприятие будет национализировано и переименовано в завод «Пролетарская свобода», который перейдет на выпуск гвоздей. Потом он будет перепрофилирован на выпуск оборудования для деревообрабатывающей промышленности и занимается этим до сих пор. Площадка Кошарского завода в Минске будет использована для создания в 1925 году чугунолитейного и машиностроительного предприятия «Металл», из которого вырастет сегодняшний Минский станкостроительный завод им. С. М. Кирова.

Надо сказать, ярославцы не останутся в долгу перед белорусскими машиностроителями. В 1944-м году, сразу после освобождения Минска от немецко-фашистских войск, именно прибывшими в разрушенную белорусскую столицу с ярославских заводов станками будут оснащаться строящиеся новые предприятия, включая сегодняшнее достояние республики — Минский автомобильный завод.

 
Теги: Витебск, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как инженер-недоучка Николай Якобсон построил первый машиностроительный завод на территории Беларуси и кто помог детищу "белорусского Путилова" стать крупнейшим...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика