После продолжительного периода спада на столичный рынок современной офисной недвижимости возвращается активность, отмечает эксперт. 21.by

После продолжительного периода спада на столичный рынок современной офисной недвижимости возвращается активность, отмечает эксперт

07.05.2018 12:08 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Минск, 7 мая. После продолжительного периода спада вновь активизировался столичный рынок современной офисной недвижимости, сообщил БелаПАН руководитель компании "Твоя столица — Недвижимость для бизнеса" Андрей Астрейко.

В настоящее время в Минске насчитывается 118 бизнес-центров различных классов качества, а их совокупная офисная площадь уже приближается к отметке в миллион квадратных метров. Для сравнения: в 2013 году этот показатель был наполовину меньше — 440 тыс. кв. м.

"Рынок современной офисной недвижимости Минска цикличен. Последний раз рынок рос в 2012—2013 годах. Тогда высокий спрос поднимал цены и ставки аренды, — прокомментировал Астрейко. — Но уже в 2014 году начался спад в экономике страны, а предложение офисов постепенно стало опережать спрос. Если с 2010 по 2012 год рынок ежегодно получал в среднем 37 тыс. новых площадей, то за 2013—2014 годы рынок увеличился еще более чем на 280 тыс. кв. м. Объемы строящихся бизнес-центров закладывались на перспективу стабильного роста экономики, а не на ее замедление, и уж тем более не учитывали снижение спроса. В результате все эти площади уже просто не успевали поглощаться рынком".

По его словам, "если бы не очередная волна кризиса 2015 года, то, возможно, столь значительного снижения цен и ставок аренды не было бы". "Проседание по рынку в зависимости от класса качества составило от 20% до 50%". Сильнее всего подешевели офисы класса С — средняя ставка предложения в декабре 2014 года составляла 15—16 евро за 1 кв. м с НДС, а в декабре 2016 года — уже 7—8. Со второй половины прошлого года ставки аренды снова начали показывать тенденцию к росту", — отметил эксперт.

"Среди арендаторов в настоящее время действительно наблюдается оживление. Ничего сверхъестественного — здоровое движение на фоне отсутствия экономических потрясений. За последние несколько лет многие компании уже адаптировались к новым условиям хозяйствования. На этом фоне кто-то начал расширять штат сотрудников, и поэтому в прежнем офисе уже стало тесно, а кто-то хочет собрать в одном месте всех сотрудников компании из разбросанных по городу филиалов", — пояснил он.

Астрейко отметил, что сейчас собственники сдаваемых в аренду офисов начали пересматривать ставки по действующим договорам в сторону повышения. "Некоторое напряжение отмечается в отношении офисов в современных бизнес-центрах. Поскольку девелоперская активность по сравнению с началом 2010-х заметно снизилась, вышедшие в то время на рынок новые площади в бизнес-центрах уже в большинстве своем поглощены. В результате арендаторы, нуждающиеся в современном офисе более 500 кв. м, сейчас вынуждены активно мониторить рынок, а крупные арендаторы вовсе стараются забронировать место в бизнес-центре еще до ввода его в эксплуатацию", — заметил руководитель компании.

При этом Астрейко считает, что о реальном дефиците офисной недвижимости говорить пока рано. "Может так случиться, что со временем из-за миграции арендаторов административные здания и бизнес-центры старого формата могут значительно опустеть. Выход из подобной ситуации в современных реалиях видится только один — модернизация с изменением концепции. А возможно, и с последующей передачей коммерческого управления таким объектом специалистам. При этом неважно, один собственник у здания или оно принадлежит дольщикам. Всегда можно прийти к одному знаменателю, когда на кону стоит решение крупной проблемы".

Еще одним выходом эксперт назвал выделение в составе бизнес-центра коворкинг-площади. "Сложность реализации заключается в том, что на управляющую компанию бизнес-центра ляжет еще и функция постоянной работы с арендаторами коворкинга, что весьма трудозатратно. Но при этом наличие в составе бизнес-центра коворкинга позволяет не только найти применение для не очень удобных помещений, но и добавить дополнительный сервис для основных арендаторов офис-центра, а именно предоставление дополнительного оборудованного рабочего пространства для временных проектов. Очень удобно, когда такое помещение расположено в том же бизнес-центре и нет необходимости перестраивать все бизнес-процессы под временный проект", — подытожил он.


Марина Носова, БелаПАН.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Минск, 7 мая. После продолжительного периода спада вновь активизировался столичный рынок современной офисной недвижимости, сообщил БелаПАН руководитель...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика