Минздрав знает, как решить проблему нехватки лекарств в аптеках — нужно только попросить аптеки работать ночью.
Министерство здравоохранения обратилось к организациям, торгующими лекарствами, начальникам управлений здравоохранения с письмом об организации мер профилактики и лечения сезонных респираторных инфекций.
В нем, в частности, говорится: «В связи с сезонным подъемом заболеваемости населения вирусными инфекциями и возросшим потоком посетителей предлагаем в срок до 05.11.2009 организовать работу аптек всех собственности по максимально продолженному режиму рабочего дня, без выходных, при этом рассмотреть возможность работы аптек в ночное время».
Руководителям аптечных организаций всех форм собственности рекомендуется принять «исчерпывающие меры по бесперебойному наличию в аптеках средств для профилактики и лечения респираторных инфекций».
В перечень вошли жаропонижающие, болеутоляющие и противовоспалительные средства, в частности арпетол (арбидол), ремантадин, озельтамивир (тамифлю), ангримакс, мазь оксолиновая, антибактериальные средства, маски лицевые.
«Белорусские новости» провели очередной обзвон столичных аптек и выяснили, что в большинстве из них того же арпетола или нет, или есть только детский (10 таблеток за 5 тысяч рублей). По-прежнему в дефиците и другие противовирусные средства.
Между тем вчера вечером в интервью журналистам, показанному и по госканалам, министр здравоохранения Василий Жаркоподчеркнул, что лекарственные средства будут поставляться в аптеки регулярно: «Только сегодня в аптечную сеть столицы было доставлено около 7 тысяч упаковок «Арпетола» и 90 тысяч масок».
Министр подчеркнул, что «жаропонижающие, противовоспалительные, обезболивающие, эфирные масла, интерфероны, анафероны, гомеопатические — в полном ассортименте», «есть небольшая проблема с «Тамифлю», но есть наш «Ремантадин» отечественный, который в достаточном количестве».
Так и хочется спросить адресок аптеки, где всё это есть. Опыт показывает, что, скорее, все вышеперечисленные препараты в наличии лишь бывают и при этом крайне недолго. Министр также уверяет, что «такой ажиотажный спрос наблюдается только в Минске, в других регионах его нет». Хотя наши корреспонденты в областях свидетельствуют несколько об ином.
Василий Жарко, кстати, знает причину ажиотажа, который вызван «наверное, ненужным нагнетанием ситуации определенными средствами массовой информации, поведением определенной категории граждан, а также распространением неподтвержденных слухов, которые циркулируют у нас в стране».
Заметим, что любые слухи рождаются там, где существует недостаток информации. Это как раз таки наш случай. Врачам запрещено комментировать текущую ситуацию. Официальные лица Минздрава лишь излучают оптимизм и дают банальные советы. Вот и обсуждает народ на кухне, от чего умер сосед — от свиного гриппа либо от старости.
Министр выразил недоумение по поводу ажиотажного спроса и покупки впрок мазей и масок. По его словам, именно это создает «ненужный дефицит» в аптеках.
Провизор одной из столичных аптек в интервью «Белорусским новостям» отметила, что в настоящее время полностью заявки аптеки на тот же «Арпетол» не удовлетворяются, хотя ежедневно продается по 600 упаковок. До того, как начался ажиотажный спрос, в день уходило не более десяти упаковок этого противовирусного средства. «Как мы можем в таких условиях выполнить рекомендации Минздрава?», — удивилась она.
Любопытно, что еще в мае главный эпидемиолог Министерства здравоохранения Инна Карабан говорила о том, что в Беларуси достаточно и отечественных, и импортных противовирусных средств.
«Ажиотаж в белорусских аптеках создавать не стоит — нет смысла покупать противовирусные препараты заранее, класть в домашние аптечки и ждать, пока истечет их срок годности. Лекарства при необходимости можно будет приобрести в любой момент», — подчеркивала тогда главный эпидемиолог Минздрава.
Теперь для всех очевидно, что уж оксолиновую мазь или тот же арпетол купить было нужно, потому что с температурой под 40 бегать по городу в поисках той аптеки, где лекарство появится на каких-то два часа, не станешь.
Понятно, аптеки лекарства не изготавливают, а продают то, что им поставляют. Сейчас фармацевтам не позавидуешь, потому что они оказались ответственными за недоработки и сложности в обеспечении лекарствами, возникшими в связи с подъемом заболеваемости.
В вышеупомянутом письме Минздрава также подчеркивается, что необходимо строго выполнять требования рабочей инструкции о порядке предоставления населению информации (в том числе по телефону) о наличии лекарственных средств, о временно отсутствующих лекарственных средствах и генерической замене.
Что касается работы в ночное время, то провизор одной из аптек отметила, что «невозможно перестроиться на круглосуточный режим работы, поскольку это требует найма дополнительных работников для охраны помещения и выдачи лекарств». Она также отметила, что в ночное время, как правило, торговля осуществляется через специальное окошко, которое есть не у всех. В аптеках, работающих ночью, должна быть тревожная кнопка. Провизор считает также, что изменения в графике работы требуют финансовых затрат, на которые, например, ее аптека пойти не готова.
Из нашей не самой оптимистичной реальности вернемся в реальность Минздрава и процитируем напоследок министра Жарко: «Хочу еще раз повторить, что оснований для паники у нас нет, и призываю граждан к спокойствию. Ситуация у нас контролируемая».