Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
Чтобы как можно больше людей узнали об этом нарушении, группа белорусских инициаторов создала проект «Dyslexia Belarus».
У нас проблемы нет?
Каждый десятый человек в мире - дислексик. Дислексия характеризуется трудностями в распознавании слов и недостаточными способностями к чтению и письму. Она имеет нейрологическое происхождение и никак не связана с уровнем интеллекта.
В Беларуси о дислексии заговорили недавно, поэтому уровень проработки этой темы у нас гораздо ниже, чем в странах ЕС. Например, в Великобритании есть уже около 50 специальных учебных заведений, где созданы условия для обучения дислексиков.
«Дислексия как состояние, проявляющееся в трудностях обучения, в нашей стране считается патологией с некоторой долей условности. В Беларуси статистики толком не ведется, цифры, которые есть, нигде не публикуют. Диагноз «дислексия» у нас не ставят», - говорит кандидат психологических наук Наталья ОВСЯНИК, автор трёх монографий по проблеме обучения чтению и письму.
Проект «Dyslexia Belarus» - частная инициатива группы взрослых дислексиков, рассчитанная на создание сообщества людей, столкнувшихся с проблемами дислексии.
«Мы - дислексики, и понятно, почему мы здесь, - говорит PR-менеджер Ольга МЖЕЛЬСКАЯ о себе и об Алёне МЕЛЬЧЕНКО, менеджере образовательных проектов. - Когда я училась в начальной школе, все одноклассники уже довольно быстро читали, а у меня с этим были проблемы. Никто не понимал, что со мной. И я вижу, что сейчас ситуация с дислексиками не изменилась».
Как распознать
Иногда предрасположенность к дислексии специалисты могут определить у ребёнка уже в 4 года. Если обнаружить проблему в этом возрасте, можно вовремя помочь дислексику сформировать навык чтения к началу активной учёбы. Когда ребёнок обеспечен вниманием родителей и любимым хобби, коррекция навыков проходит быстро и без стресса.
«В Беларуси существует большое количество стереотипов и страхов в отношении дислексии из-за отсутствия информации. Родители толком не понимают, куда им обратиться за помощью, далеко не все учителя знают, что такое дислексия. Как итог ребёнок не может полноценно получить образование и вдобавок приобретает психологическую травму», - комментирует Валерия БОБКОВА, инициатор создания «Dyslexia Belarus».
Есть много способов определить у ребёнка дислексию. Самые простые из них:
- Ребёнок предпочитает энциклопедии сказкам, так как там упорядоченная информация. Дислексикам ориентироваться в ней легче, чем в закрученном сюжете.
- Если вы назовёте три числа и попросите ребёнка повторить их в обратном порядке, он сделает это с трудом.
- Дети с дислексией не чувствуют ритма. Если вы постучите по столу с определёнными интервалами, ребёнок не сможет повторить за вами.
- Ребёнок держит ручку так, что её кончик не направлен в плечо, - это сигнал того, что мозг не готов к освоению письменных навыков.
Схожие состояния
Диспраксия - «синдром детской неуклюжести», расстройство координации в пространстве.
Дисграфия - тяжело писать и осваивать грамотное письмо, плохой почерк.
Дискалькулия - сложность в понимании структуры числа и выполнении арифметических действий.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - трудно концентрировать внимание и самоорганизовываться.
В планах проекта «Dyslexia Belarus» на этот год: проведение образовательных мероприятий и международной научной конференции, а также регистрация ассоциации дислексии Беларуси. В апреле инициаторы хотят провести флешмоб признаний среди взрослых дислексиков, где те смогут рассказать о жизни с дислексией и своих достижениях при этом. Финансово поддержать проект можно на сайте
На заметку
Дислексию часто называют «болезнью гениев», так как она встречается у многих великих личностей. Например, с дислексией жили Альберт Эйнштейн, Джордж Буш, Агата Кристи и многие другие. Да что уж говорить: дислексия была у самого Леонардо да Винчи!