Станут ли у нас интернет-магазины популярнее обычных?
09.02.2010 16:03
—
Новости Hi-Tech
|
Станут ли у нас интернет-магазины популярнее обычных? В последние годы вместе с интернетизацией белорусов росла и популярность виртуальных магазинов. Однако таких онлайн-площадок пока в нашей стране сравнительно немного: по некоторым оценкам, как минимум в 15 раз меньше, чем обычных, где товар можно увидеть “живьем” и потрогать. Что необходимо для того, чтобы у нас, как во многих других странах, интернет-торговля стала массовой и востребованной? За и против “Дешевле, чем в обычном магазине, и с доставкой на дом”, — приводят два железных аргумента те жители Беларуси, которые уже оценили выгодность услуг интернет-магазинов. “А если будут везти целую неделю? Или, допустим, сломается купленный товар — попробуй потом добиться, чтобы его бесплатно отремонтировали или вернули деньги”, — парируют те, кто еще не пробовал так покупать или покупал, но попал на недобросовестного продавца. Как бы там ни было, но многие белорусы все охотнее заказывают товары в интернет-магазинах. По разным оценкам, в них жители Беларуси тратят от 1 до 5 процентов денег. Наиболее популярные товары — книги, диски, компьютерная техника, сотовые телефоны. В последнее время значительно вырос спрос на продукцию бытовой химии, товары детского ассортимента (питание, подгузники и так далее). При этом некоторые эксперты даже уверяют, что товаров, связанных с сотовой связью, и компьютерной, бытовой техники через виртуальные площадки покупают даже больше, чем в обычных магазинах. Почему продавцы уходят в интернет? Раз есть покупательский спрос — появилось и предложение. Интернет-магазины за рубежом стали расти как грибы, а позже, когда интернет и у нас “пошел в народ”, онлайновые заказы и в Беларуси стали входить в моду. Еще одним стимулом для появления виртуальных полок стало желание продавцов сэкономить на аренде торгового зала, складских помещений, избавиться от визитов проверяющих и лишнего документооборота. Очевидно, что были среди продавцов и те, которые стремились в онлайне сбывать контрафактный товар и “экономить” на налоговых платежах. Проблемы “взросления” По оценке директора по проектам TUT.BY Кирилла Волошина, сегодня на белорусских покупателей работают около двух тысяч интернет-магазинов. Но и эта скромная цифра в определенной степени относительна. “На самом деле, — объясняет он, — нередко у одного продавца может быть сразу несколько онлайн-точек с одинаковым ассортиментом, но иногда различающимися на доллар-два ценами”. К тому же многие индивидуальные предприниматели из-за соображений экономии не имеют собственных складов. Поэтому запросто может быть так, что сотня интернет-продавцов “затаривается” в одном и том же месте. И это конечно же приводит к ограниченности предлагаемого ассортимента. Особенность развития интернет-торговли в Беларуси заключается в том, что большинство отечественных виртуальных магазинов привязано к двум крупным порталам: SHOP.BY и SHOP.TUT.BY. Для покупателя, конечно, это удобно, так как можно войти на один из них и выбрать необходимый товар. Но на порталах информация стандартизирована, интернет-магазины в определенной степени ограничены в своем развитии. Белорусской онлайн-торговле, по мнению Кирилла Волошина, нужно еще расти и расти, хотя бы в вопросах активности использования электронных платежей. Например, в России продвинулись в этой сфере намного дальше. Там бурно развиваются обособленные крупные интернет-магазины, многие производители помимо привычных фирменных стационарных точек создают еще и интернет-площадки. В США и вовсе в последнее время большую популярность приобрели интернет-аукционы. С белорусской “пропиской” За последние несколько лет у нас в стране на государственном уровне не раз принимались меры, направленные на упорядочение работы интернет-магазинов. И требование в Указе № 60 Президента о необходимости белорусской “интернет-прописки” отечественных виртуальных магазинов — еще один шаг на пути эволюции продаж. “Если обычный магазин будет продавать контрафакт, то туда придут проверяющие и могут закрыть его, повесить на дверях замок, — говорит замдиректора по маркетингу портала KOSHT.COM Елена Качановская. — С интернет-торговлей все иначе. Схватить за руку нечестного продавца несколько сложнее. Во-первых, труднее отследить контрафактный товар, разве что сделать контрольную закупку. Во-вторых, даже если закроют один сайт, размещенный в доменной зоне .by и имеющий белорусский хостинг, продавец может продолжить работу через другой сайт. Однако квалификация правоохранительных органов и меры, принимаемые ими, становятся все более совершенными. Последние несколько лет откровенно черные схемы исчезли из интернета, а количество предпринимателей, которые пользуются серыми схемами, все уменьшается. Риски, связанные с не совсем законными операциями, растут, а выгоды становятся меньше”. В дальнейшем, уверена Елена Качановская, интернет-магазины в Беларуси будут эволюционировать, набирать популярность. А по мере усиления конкуренции будет повышаться и уровень обслуживания. “Уже сегодня не покупатель бегает за продавцом, как было раньше, а наоборот”, — считает она, руководствуясь личным опытом. Однако, видимо, вряд ли следует наивно полагать, что в близкой песпективе интернет-магазины полностью “отберут” покупателей у обычных торговых объектов. Реальные и виртуальные продавцы скорее не конкурируют, а дополняют друг друга. Нужно также учитывать, что торговля некоторыми товарами (например, алкоголем, лекарственными средствами, пиротехникой) в отечественных интернет-магазинах не разрешена. К тому же, например, в случае с покупкой одежды многие по-прежнему предпочитают вначале “пощупать”, примерить. Впрочем, и эта привычка, не исключено, невечна. Ведь, например, некоторые модницы уже с охотой заказывают себе товары по зарубежным каталогам. Что необходимо для развития интернет-торговли? Борис Паньшин, заведующий кафедрой менеджмента БГУ: "Во-первых, необходимо создать в интернете что-то вроде государственного мегамаркета “Беларусь” (с подразделами “Минск”, “Гродно”, “Брест” и так далее), в котором был бы мощный поисковик, а информация о товарах и услугах представлялась в стандартной форме. Во-вторых, необходима простая и надежная система оплаты. В-третьих, следует хорошо отработать систему логистики. В-четвертых, должна быть организована надежная защита прав покупателей. Если это все заработает, то жители Беларуси в интернет-магазинах будут совершать не менее одного процента покупок, как это происходит сейчас, а намного больше. Такой мегамаркет может быть очень полезен и отечественным экспортерам. По моим оценкам, при активном развитии электронной торговли белорусские поставки за рубеж могут вырасти на 20—30 процентов". Игорь Воеводин, экономист, Минск: "Порядка не хватает в интернет-торговле. Заказал как-то музыкальный центр. Мало того что его везли недели две, так в результате доставили в полпервого ночи. Мы уже спим, а тут звонок в дверь: извините, много заказов. Жена тоже решила сэкономить каких-то 5 долларов и купить туалетную воду не в магазине, а по интернету. Привезли, а аромат не тот..." Ищите ветра в поле В последние годы Министерство торговли стало уделять интернет-торговле больше внимания. В 2006 году было принято постановление правительства, согласно которому доменное имя интернет-магазинов должно было быть зарегистрировано в национальном сегменте сети Интернет. Как показывала практика, если сайт интернет-магазина располагался в зоне .ru или .com, то продавец торговал нелегально и не был официально зарегистрирован в качестве ИП. Если потребитель и находил владельца такого магазина, то выяснять отношения с ним приходилось только в суде. Ведь под действие Закона “О защите прав потребителей” подпадают только отношения между гражданами и субъектами предпринимательской деятельности. И никакой досудебной защиты в таких случаях потребители получить не могут. По мнению председателя Белорусского общества защиты потребителей Анны Суши, проблема с интернет-магазинами с годами не потеряла своей актуальности: "Как обманывали наших граждан, которые решили сэкономить и купить технику через Интернет, так и обманывают. То не выдадут документ, подтверждающий факт покупки, то сервисный центр не принимает технически сложный товар, потому что гарантийный талон был заполнен неправильно. В таких случаях мы рекомендуем не звонить продавцу, а сразу отправлять официальную претензию на его юридический адрес. Если на сайте есть данные продавца, то его адрес можно узнать в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на Кальварийской, 1 в Минске. Но это только в случае, если он официально зарегистрирован. Если же никаких сведений о продавце нет, то остается только обращаться в милицию. Замечу, что часто сами потребители, когда им доставляют покупку, торопятся и не проверяют ни сам товар, ни документы на него. А потом — я хотел совсем другое. Нужно помнить, что сложнотехнические товары, имеющие гарантийный срок, обмену и возврату не подлежат". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последние годы вместе с интернетизацией белорусов росла и популярность виртуальных магазинов. Однако таких онлайн-площадок пока в нашей стране сравнительно немного: по некоторым оценкам, как минимум в 15 раз меньше, чем обычных, где товар можно увидеть “живьем” и потрогать. Что необходимо для того, чтобы у нас, как во многих других странах, интернет-торговля стала массовой и востребованной? |
|