Озджан Эрмиш рассказал об итогах, проблемах и перспективах life:). 21.by

Озджан Эрмиш рассказал об итогах, проблемах и перспективах life:)

01.06.2010 17:25 — Новости Hi-Tech |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Озджан Эрмиш рассказал об итогах, проблемах и перспективах life:)

27 мая глава life:) Озджан Эрмиш с помощью главного маркетолога оператора Андрея Таляра в течение двух часов рассказывали журналистам и зрителям прямой трансляции портала TUT.by о достигнутом оператором, об имеющихся проблемах и реализуемых решениях, а также о дальнейших перспективах.

Озджан Эрмиш особо отметил главный итог полуторалетнего пребывания оператора на рынке - снижение средней цены минуты вызова на 62%, а также подробно прокомментировал достигнутое в первом квартале. Для трех обозначенных проблем - недостатков радиопокрытия, медленного биллинга и "культурного барьера" - были обозначены решения. Наконец, было анонсировано скорое появления Android-смартфона от оператора с улыбкой производства Huawei.

Итоги квартала. Сверхплановый рост

Для начала, Озджан Эрмиш озвучил некоторые новые цифры по итогам первого квартала сего года и прокомментировал их:

  • 1,2 млн. активных 3 мес. абонентов на конец 1кв. 2010
  • рост выручки в 10 раз в 1 кв. 2010 по сравнению с 1 кв. 2009
  • 15% доля рынка по абонентам в 1кв. 2010
  • 7% доля рынка по выручке в 1кв. 2010
  • Превышение плановых показателей по EBITDA
  • Ожидаемая в 2010г. выручка в 5 раз больше чем в 2009г.
  • Конечно, основные финансовые и операционные показатели life:) по итогам квартала, прошедшего под знаком эффективности и агрессии - были известны и ранее. Очень хороший для начала года, особенно - на фоне результатов конкурентов, прирост базы. И совершенно справедливо констатированный 10-кратный прирост выручки за год.

    Заметим, что впервые представлены собственные официальные данные о количестве активных абонентов - их число совпало с ранее делавшейся оценкой, а также - оценки рыночной доли life:) - по абонентам и выручке. В отношении последних - во-первых, все очень неплохо, а во-вторых - есть некоторые вопросы относительно методики и источников. Например, если исходить из ранее объявлявшейся МТС и velcom информации о числе собственных абонентов по итогам квартала - 4,569 млн. и 4,116 млн., то рыночная доля life:) по числу абонентов все-таки несколько меньше. В отношении же доли по выручке - условиях, когда МТС еще не объявил свои финансовые показатели по итогам квартала - речь может идти только об оценке. Причем исходя из правила life:) -тарифы в два раза ниже, чем у конкурентов. Соответственно, и доля по выручке - в два раза меньше.

    Интересно, что в life:) заявляют о превышении в I квартале плановых показателей по EBITDA. Что же именно планировалось изначально , если в начале текущего года у оператора впервые изменилась прошлогодняя тенденция - убытки по EBITDA в каждом последующем квартале были больше полученных в предыдущем? Рост эффективности имел место в условиях повышения голосовых тарифов (и монополии на стандарт третьего поколения). - Но представлялось, что стратегия тотального роста эффективности "любыми средствами" как раз и заложена на текущий год. Однако во втором квартале - в условиях утраты монополии на 3G, и как следствие, снижения соответствующих тарифов, а также действий воспрявших было духом конкурентов - оператор опять начал корректировать в меньшую сторону и тарифы на голос. Озджан Эрмиш отметил, что последние нововведения - и пакетные предложения на рынке услуг передачи данных, и голосовые предложения - вызвали значительный приток числа абонентов. - Ежедневный прирост абонентской базы пользователей услуг передачи данных за последние 20 дней увеличился в три раза.

    Такие действия позволяют констатировать - менеджмент life:) располагает еще длительным карт-бланшем от владельцев на убыточную работу. -Более того, только в течение двух-двух с половиной лет планируется выйти на операционную прибыль, то есть на положительный показатель EBITDA, а затем - в течение еще трех лет - на прибыль с учетом сделанных инвестиций.

    Тем не менее, Озджан Эрмиш по итогам 2010 года ожидает пятикратно превышающую показатель прошлого года выручку. Неплохой темп, учитывая ранее озвученный плановый показатель по числу активных абонентов - два миллиона против миллиона по итогам 2009 года.

    Итоги полутора лет: Выигравший рынок

    От квартальных, Озджан Эрмиш перешел к глобальным итогам - то есть изменениям белорусского рынка, которые произошли с появлением на нем life:).

    То, что топ-менеджеры конкурирующих операторов неофициально называют "обрушением рынка" - в его устах прозвучало в иной интерпретации - "выигрыш рынка".

    "Выход life:) на белорусский рынок принес большие изменения. Если вы посмотрите на тарифы, которые были на рынке до life:) и на те тарифы, которые есть сейчас, Вы увидите глобальные отличия.

    Благодаря life:) выиграл весь белорусский рынок. Если взять все те деньги, которые заплатили белорусские абоненты за связь и разделить на все те минуты, которые они выговорили за какой-то промежуток времени - то можно увидеть: полученная средняя цена минуты (APPM) на рынке снизилась за год на 62%. Конечно, тарифы life:) являются очень привлекательными, но life:) помог всему рынку. И абоненты других операторов также почувствовали это. Думаю, что это очень хорошая миссия".

    Конечно же, отмечены заслуги молодого белорусского оператора в развитии услуг передачи данных.

    "У life:) еще одна миссия на рынке - агрессивные инвестиции в 3G, в результате которых обеспечено широчайшее радиопокрытие сети мобильной передачи данных, - установлено 800 3G-сайтов - изменили жизнь тех, кто хочет пользоваться высокоскоростным мобильным интернетом. В результате значительное число потребителей смогло открыть для себя новый мир - все интернет-приложения и интернет-сервисы на новых скоростях и с мобильного телефона. Интенсивность использования сервисов увеличилось и число людей в стране, которые используют эти сервисы - увеличилось в четыре раза. - Наверное, это потребует дополнительной пресс-конференции, чтобы рассказать обо всех тех проектах в области сервисов, над которыми мы сейчас работаем. Это и проекты в области оплаты городского транспорта, в области телеметрии и так далее. Через три-четыре месяца эти проекты будут также запущены и позволят людям чувствовать себя более комфортно".

    Здесь же следует упомянуть актуальные индикаторы, характеризующие услуги передачи данных:

  • 220 тысяч абонентов life:) используют услуги передачи данных, 100 тысяч из них - пакетные приложения
  • 21-22% - проникновение 3G-оборудования, то есть в сети зарегистрировано более 200 тыс. таких устройств (против 430 тыс. устройств в сети velcom по данным на март и 410 тыс. - у МТС - по данным на апрель.);
  • 300 Терабайт составляет ежемесячный объем переданных данных (против 12 терабайт до запуска 3G у velcom и 40 Терабайт - у МТС).
  • Проблемы и решения: радиопокрытие, биллинг и культурный барьер

    Конечно, хорошие операционные показатели и констатация положительного для потребителей влияния оператора на рынок сами по себе - значимый информационный повод, но вот от чего пресс-конференция life:) явно выиграла - это от констатации имеющихся проблем. - Причем с указанием путей и сроков их решений. Понятно, что молодой и быстрорастущий оператор испытывает естественные болезни роста, которые будут преодолены. Однако то, что и сам оператор, и лично Озджан бей - слышат своих абонентов - дорогого стоит.

    Первая проблема - из разряда естественных - недостатки радиопокрытия.

    "Мы получали множество претензий абонентов, особенно - в отношении сельской местности. Дорогие друзья, сегодня life:) инвестировал в 3500 базовых станций, которые будут расположены на 2 500 сайтов. Несмотря на то, что это оборудование поступило на склад, на текущий момент мы установили только 2 700 базовых станций на 1 500 сайтах. То есть только 65% от закупленного оборудования. Мы договорились с нашими подрядчиками - до 15 августа все оборудование будет установлено. Это значит, что по числу базовых станций мы добьемся практического паритета с нашими конкурентами, причем наше оборудование более современное. Но из-за этого мы будем располагать более мощным оборудованием с большей пропускной способностью в масштабах всей сети.

    Но если сравнить с тем, с чего мы начинали - на момент выхода Life:) на рынок у нас было 280 базовых станций, а станет - в 13 раз больше. Соответственно, количество жалоб относительно покрытия будет сведено к нулю".

    Вторая проблема - нестабильность биллинга и задержки с активацией услуг. Безусловно, многие пользователи обнаружили проблему и даже пострадали из-за нее. - Например, выходя после отправки заявки на активацию пакета данных в интернет, - обнаруживали, что активация задерживалась, а трафик какое-то время учитывался по более дорогому базовому тарифу.

    "Друзья, вы знаете, что когда Turkcell купил оператора БеСТ - на вооружении оператора стояло большое количество разного оборудования от разных производителей, не всегда совместимое между собой. И из-за этого наши абоненты, к сожалению, в 2009 году испытывали разные проблемы. Но мы подписали договор с одним из крупнейших поставщиков биллингового оборудования компанией LHS, входящую в группу Ericsson. И соответственно, мы решили обновить всю свою биллинговую систему и все зависящее от этого оборудование.

    15 апреля мы заменили все оборудование на оборудование LHS и количество нестабильных ситуаций сократилось. Я уверен, что в результате по параметрам используемых IT-технологий, по параметрам корректности и скорости биллинга мы будем номером один не только в Беларуси, но едва ли и не в мире! Через незначительное время, может быть, месяц-полтора, вы увидите корректную мгновенную работу билинга".

    Третья обозначенная проблема - возможное некоторое непонимание культурных ценностей, и неправильное восприятие life:) белорусский условий. Проявлявшееся в контактах с абонентами. Если конкретизировать - оператор, например, в восприятии белорусов с прошлого года приобрел имидж "постоянно меняющего (читай ухудшающего) тарифы".

    "Конечно же, в нашем общении с абонентами, предоставлении им информации, проявлялись культурные отличия Беларуси от других стран, где работает Turkcell. Наши SMS-рассылки с предложением заказать тот или иной сервис не всегда воспринимались правильно, наши коммуникационные сообщения с предложением той или иной услуги также получали жесткую критику, и даже некоторые процедуры, которые мы предполагали основополагающими в работе call-центра, нашей звонковой, и обслуживании - воспринимались неправильно, и, соответственно, были неправильно выбраны для белорусского рынка.

    Чтобы выявить эти проблемы и понять, как можно измениться - у нас был отдельный проект с теми людьми, которые добились успеха в Беларуси, и с теми людьми, которые знают, чем живут белорусы - мы пытались ответить на один большой вопрос - как life:) должен вести себя на рынке, каким он должен быть, чтобы его воспринимали белорусы. Мы обсуждали, что включать и что не включать в SMS-рассылки и USSD-запросы, какими должны быть магазины, какими должны быть сотрудники звонковой. Одно из пожеланий - life:) должен быть стопроцентно прозрачным и точным. Мы проводили огромную работу, чтобы во всех точках соприкосновения абонента c life:) - от информации о балансе до рекламных роликов, от ответов сотрудников звонковой до наших тарифов - должна быть стопроцентная точность и ни секунды задержки. Соответственно, в течение месяца и вы почувствуете эти изменения".

    Отдельно Озджан Эрмиш остановился на теме, пересекающейся с выявленным непониманием культурных ценностей. Очевидно, оператор обнаружил, что несколько перебрал в последнее время с рекламной агрессией. Что может прийтись по вкусу молодежной аудитории, но, например, едва ли много людей среднего возраста захотят ассоциироваться себя с продвигаемым "трансвеститом в беседе с заторможенной девочкой" оператором.

    "Рекламные ролики life:) которые демонстрировались все это время - были комичными и вызывали улыбки. Но life:) не хотел бы все время оставаться комедиантом в своих коммуникациях. Стадия коммуникаций, над которой оператор начинает работать, - первые результаты будут через полтора-два месяца - предполагает, что улыбка будет исходить из души. Чувства, которые будут передаваться в рекламе life:) будут другого характера - не настолько комедийными, как сейчас, а более серьезными, с точки зрения душевных ощущений, более сентиментальными".

    Проблемную часть выступления Озджан бей, тем не менее, закончил с оптимизмом. - "Уже на текущий момент благодаря новым, более прозрачным и понятным тарифам, агрессивному маркетингу и инвестициям в мобильную сеть количество подключений к life:) увеличилось в три раза и каждый день это количество растет. Те улучшения, которые будут проведены до конца лета - приведут к дальнейшему успеху. Лучшие тарифы - это еще не все, сейчас стоит задача добиться максимальной удовлетворенности от услуг life:)".

    Перспективы: Голос. Передача данных. Субсидируемые Android-смартфоны

    "Глобальная миссия life:) - сделать, чтобы все белорусы могли разговаривать и обмениваться сообщениями и чтобы средний счет не превышал 5-6 тыс. рублей без дополнительных платежей, а также могли использовальзовать последние технологии передачи данных и современные интернет-приложения за 3-5 долларов без дополнительных платежей. Я думаю, мы реализуем ее. Но наша миссия еще и в том, чтобы все белорусы имели персональный life:) 3G-модем. - Наша мечта - чтобы три миллиона пользователей передавали данные в сети life:). Но это осуществимая мечта.

    Два месяца назад мы заявляли, что все белорусы смогут абсолютно свободно общаться со всей страной, если подключатся на наш тариф "Бесконечный life:)", который мы сейчас усилили. В результате за смешные деньги, за 5 тысяч рублей есть возможность получить такой замечательный тариф.

    И вы также знаете о наших привлекательных предложениях в области передачи данных. Потенциал белорусского рынка - порядка 2,5 млн. пользователей имеют возможность и хотели бы воспользоваться услугами интернет. И предложение - за 3 доллара получить бесплатный модем и пакет трафика в 500 Мб - по карману большому количеству белорусов. Единственный ограничитель - наше покрытие, но и оно постоянно растет".

    Подробнее о двух модернизированных тарифах life:) с параметрами 0 руб. внутри сети и 99 руб. на другие сети, то есть о "Супер life:)" и о "Бесконечном life:)" (с минимальным объемом потребления 15 тыс. руб. и абонплатой 4,9 тыс. руб., соответственно), рассказал главный маркетолог оператора Андрей Таляр.

    А Озджан Эрмиш в заключение анонсировал продажи субсидированных смартфонов на Android Huawei U8230 «через короткий промежуток времени», при этом с появлением в продаже телефона будет сделано новое предложение (речь, очевидно, о пакете данных и голосового трафика). Вендор поставляет свою продукцию крупнейшим операторам Orange, T-Mobile, Turkcell, при этом предлагаемая модель обеспечивает скорость передачи данных до 7 Мбит/с. А платформа Android от Google, появившаяся после успеха конкурирующего iPhone, позволяет эффективно использовать ресурсы телефона благодаря динамически распределяемой памяти, и для нее уже выпущены десятки тысяч совместимых между собой приложений. - В результате голосовые услуги и передача данных без перебоев работают одновременно.

    "Такие телефоны на рынке по среднеевропейским ценам без контракта для потребителя доступны за 500-600 долларов. Life:) делал все возможное, чтобы значительно удешевить их. Поверьте мне друзья, через несколько лет все белорусы, заинтересованные в интернете будут пользоваться не только модемом, но и Android-смартфоном. В этом году - порядка 100 тысяч белорусов будут, а в следующем году миллион-два белорусов будут использовать такие, более удобные и более привлекательными для потребителей телефоны".

    connected.by.com

     
     
    Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
    На вашем ресурсе это будет выглядеть так
    27 мая глава life:) Озджан Эрмиш с помощью главного маркетолога оператора Андрея Таляра в течение двух часов рассказывали журналистам и зрителям прямой трансляции...
     
     
     
    
    РЕКЛАМА

    Архив (Новости Hi-Tech)

    РЕКЛАМА
    
    
    Яндекс.Метрика