От YouTube и LiveJournal требуют удалить личные данные россиян
17.07.2012 21:56
—
Новости Hi-Tech
|
16 июля на сайте Роскомнадзора появилась очередная скучная, на первый взгляд, новость с длинным заголовком: «Роскомнадзор направил шести иностранным регистраторам доменных имен требования о прекращении незаконного распространения персональных данных российских граждан». Внутри заметки все тоже было довольно невинно, за исключением одного: под раздачу вместе с явно сомнительными ресурсами попали Переживать за персональные данные россиян Роскомнадзору велит В октябре 2011 года замглавы Роскомнадзора Роман Шередин на встрече российского ведомства с представителями органов по защите персональных данных еще 15 стран отмечал, что «наиболее актуальным» является вопрос нарушения прав россиян сайтами в доменах .com, .org, .net и других, расположенных за пределами России. Ведомство пытается бороться с размещением персональных данных граждан кардинальным способом: обращается к регистраторам доменных имен с требованием прекратить работу домена-нарушителя. За три с половиной года ведомство добилось прекращения делегирования 17 зарубежных доменов. Еще пять ресурсов, получив предупреждение, самостоятельно удалили спорные данные. В России, если судить по еще одному перечню, Роскомнадзор смог победить 52 сайта, из них 25 через суд. Впрочем, рядовому интернет-пользователю все эти отчеты и сообщения ведомства вряд ли были интересны. Но 16 июля случилось неожиданное: в очередной перечень сомнительных ресурсов попали YouTube и LiveJournal. В целом Роскомнадзор сообщал, что направил всем шести (пяти) компаниям «требования о прекращении делегирования прав на использование доменных имен или удалении незаконной информации». Из заметки можно было только догадаться, что вряд ли ведомство будет просить YouTube или LiveJournal лишить себя самих доменов, и речь в этом случае идет только о требовании удалить незаконные материалы. Нелогичным выглядело и решение Роскомнадзора обратиться в американские офисы компаний, минуя российские представительства. В LiveJournal Russia признались, что узнали о претензиях от журналистов, которые кинулись уточнять, чем же сервис не угодил российским властям. Ничего о запросе не знали и в российском представительстве Google — компании, которой принадлежит YouTube. В довершение ведомство сообщило, что обратилось в российский МИД, попросив его оказать содействие «по дипломатическим каналам» в прекращении опубликования персональных данных граждан. Все эти странности в совокупности привели, например, писателя Андрея Мальгина к неутешительному прогнозу: «после еще одного предупреждения Ютьюбу и Живому Журналу деятельность данных ресурсов на территории России будет заблокирована». Он «вообще не сомневается», что под предлогом «обнародования личных данных россиян» к осени российские власти закроют в стране доступ к ряду ресурсов, включая YouTube, LiveJournal и Twitter. Такой же прогноз Резонанс вышел такой, что на следующий день Роскомнадзору «в связи с повышенным интересом СМИ» пришлось родить еще одну заметку, в которой он попытался ответить на повисшие в воздухе вопросы. Причиной обращений ведомства становятся личные жалобы россиян, чьи персональные данные незаконно были опубликованы в cети, объясняет Роскомнадзор. Служба проверяет эти сообщения и направляет запросы либо уполномоченным органам других стран, либо, если таких органов нет, напрямую интернет-регистраторам. К YouTube и LiveJournal, подчеркивает ведомство, направлялись только запросы на удаление незаконно размещенных персональных данных. Дополнительные оповещения Роскомнадзор по электронной почте отправил и в российские офисы компаний, говорится в заметке. Однако уже после появления новости на сайте ведомства в «Живом Журнале» отметили, что никакого письма они все еще не видели. Накануне ночью глава LiveJournal Russia Илья Дронов, говоря о том, что в американский офис компании все еще ничего не поступило, пошутил: «Надеюсь у Роскомнадзора хватило ума в современный век отправить свои требования не на твердом носителе, а по электронной почте». «С некоторыми компаниями Роскомнадзор находит взаимопонимание и использует упрощенные процедуры взаимного оповещения и удовлетворения законных требований российских граждан», — продолжает Роскомнадзор в новой заметке, но не объясняет, почему не воспользовался стандартными механизмами ЖЖ и YouTube, позволяющими жаловаться на незаконный контент. Представители обоих сервисов подчеркивали, что их правила предусматривают блокирование или удаление материалов, раскрывающих личные данные людей без согласия последних. В конце сообщения федеральная служба жалуется, что некоторые зарубежные интернет-регистраторы отказываются удалять незаконные материалы без судебного решения. А обращаться в суд Роскомнадзор может только по поводу российских компаний. В связи с этим ведомство в прошлом году предложило закрепить в законодательстве свое право жаловаться на зарубежные ресурсы российским судам. Эта инициатива пока не была претворена в жизнь, но, судя по последним веяниям, у Роскомнадзора есть все шансы заполучить новые полномочия в борьбе за спокойствие россиян. В конце концов, судебное решение в отчетной папочке смотрится куда весомее, чем обращение (пусть и успешное) в службу поддержки законопослушного ресурса. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Роскомнадзор направил шести иностранным регистраторам доменных имен требования о прекращении незаконного распространения персональных данных российских...
|
|