Миролюбивое бюро

25.07.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В нем все партнеры не только адвокаты, но и медиаторы

C 6 апреля этого года вступил в действие Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». Впервые на законодательном уровне закреплена такая форма деятельности, как адвокатское бюро. 12 июля Министерством юстиции зарегистрированы минское адвокатское бюро «Право и семейная медиация» и два адвокатских бюро в Бресте. Наряду с комплексным правовым обслуживанием граждан и юридических лиц по различным отраслям права, минское адвокатское бюро специализируется на применении примирительных процедур в области брачно-семейного законодательства. Наш корреспондент взял интервью у управляющего партнера адвокатского бюро «Право и семейная медиация» — адвоката и медиатора Елены ЖДАНОВИЧ (на снимке).

— Елена Леонидовна, как вы пришли к мысли о необходимости создания такой некоммерческой структуры, как адвокатское бюро? Неужто прежняя форма адвокатской деятельности для вас оказалась тесной?

— Я пришла в адвокатуру более 25 лет назад, сразу после окончания Белорусского государственного университета. Люблю свою профессию, так как она дает возможность для творчества, постоянного развития, самосовершенствования, морального удовлетворения. Непередаваемое чувство счастья испытываешь, когда видишь, что в результате твоего труда человек получает реальную помощь, разрешает свою проблему, во многих случаях судьбоносную.

Труд адвоката очень тяжелый (хотя так, наверное, могут сказать и люди других профессий), от морального состояния, уровня профессионализма моих коллег зависит и качество оказываемой юридической помощи - бесплатные юридические консультации. Поэтому мне всегда было небезразлично, как работают адвокаты, каким образом можно создать им достойные условия для работы, как они будут совершенствоваться в профессии и в каких формах.

На сегодняшний день я убеждена, что адвокатское бюро — это оптимальная форма осуществления адвокатской деятельности. Она сочетает в себе все самое лучшее, что есть в работе территориальных юридических консультаций, коллегий адвокатов и юридических фирм, позволяет максимально удовлетворить потребности клиента.

Во вступившем в силу Законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» существенно расширены виды юридической помощи (ст. 26 закона). Причем установлено, что право на квалифицированную юридическую помощь обеспечивается путем введения различных форм адвокатской деятельности. Это юридические консультации, адвокатские бюро и индивидуальная адвокатская деятельность.

Ранее традиционной организационной формой деятельности адвокатов являлась юридическая консультация. Создание бюро, не побоюсь этого утверждения, — событие яркое и важное в жизни адвокатуры. Оно продиктовано временем, необходимостью совершенствования института адвокатуры и поиска новых форм работы с учетом лучшего мирового опыта.

— Так что же такое адвокатское бюро? Объясните, пожалуйста, популярно нашим читателям.

— Как я уже говорила ранее, адвокатское бюро является юридическим лицом, некоммерческой организацией, учрежденной адвокатами в целях осуществления деятельности по оказанию юридической помощи. Партнерами бюро могут быть два и более адвоката. Причем партнером бюро может стать адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее трех лет.

Гражданин, обратившийся за оказанием юридической помощи, заключает договор не с определенным адвокатом, а с бюро. В случае непредвиденных обстоятельств любой адвокат бюро может вступить в дело вместо своего коллеги, так как существует принцип работы в команде. По сложным делам участвуют одновременно несколько партнеров (это может зависеть и от объема работы, и от специализации). Гонорар, поступающий от клиента, зачисляется не лично адвокату, а на счет адвокатского бюро, что позволит более плодотворно развиваться самой организации, наиболее полно удовлетворяя интересы клиента и предоставляя возможность профессионального и карьерного роста партнерам.

Как правило, адвокатские бюро не имеют много партнеров. Что касается нашего бюро, в нем трудятся 6 партнеров — адвокатов Минской городской коллегии адвокатов с большим опытом работы. Это Ирина Багнич, Наталья Ефимчик, Рита Микушева, Александр Пыльченко, Татьяна Станкевич и я. Если посчитать наш общий стаж в адвокатской профессии, то он составляет 132 года. Даже трудно представить, сколько дел, сколько человеческих судеб прошло за эти годы!

— Как и при других нововведениях, при создании адвокатского бюро наверняка не обошлось без разного рода трудностей. Как создавалась ваша некоммерческая организация?

— Наше бюро рождалось, с одной стороны, очень трудно, с другой — несложно. Объясню почему. Как я уже поясняла, как самостоятельная организация мы были зарегистрированы совсем недавно — 12 июля. Однако наше адвокатское бюро «Право и семейная медиация» уже работает на протяжении года. Оно было создано как новая организационная форма, входящая в состав Минской городской коллегии адвокатов, в рамках пилотного проекта, в ходе которого, если можно так выразиться, проверялась жизнеспособность и востребованность адвокатских бюро.

Действовавший на тот момент закон об адвокатуре 1993 года позволял коллегиям создавать не только юридические консультации. Ч. 1 ст. 13 закона гласила: «По решению соответствующей коллегии адвокатов и в порядке, установленном этой коллегией, допускается осуществление адвокатской деятельности в составе юридических консультаций и иных организационных форм при условии обеспечения функций, возложенных законодательством на коллегии адвокатов».

За год работы наше бюро силами шести адвокатов выполнило более 300 поручений по ведению уголовных и гражданских дел. Каждое четвертое гражданское дело закончилось заключением мирового соглашения. Четыре уголовных дела прекращены в связи с примирением сторон. Проведено 10 медиаций по семейным делам, и это не считая большого объема консультаций, составления правовых документов, участия в проведении лекций, бесед, семинаров и т.п. Поэтому с гордостью могу сказать, что в период существования в рамках Минской городской коллегии адвокатов мы доказали свою состоятельность и перспективность. Большую помощь в становлении бюро оказывал действующий в тот период времени президиум Минской городской коллегии адвокатов. И сейчас мы находим полное понимание и поддержку со стороны Совета МГКА, Республиканской коллегии адвокатов.

Что касается трудностей, то лично для меня они были больше морального плана, касались сложности внутреннего принятия решения об изменении своего привычного уклада работы, налаженного и отработанного годами порядка деятельности. Ранее я несла ответственность только за качество работы с клиентом, а все иные организационные вопросы лежали на руководстве коллегии. Трудно было расставаться с коллективом (речь идет о юридической консультации Фрунзенского района г. Минска), в котором проработала четверть века, самые лучшие годы становления в профессии. Я благодарна своим коллегам за полученный неоценимый опыт, за доброжелательное отношение ко мне. Особые слова благодарности моему учителю — Анастасии Андреевне Выхота за высочайший профессионализм и щедрость души. Такая встреча в жизни — подарок судьбы.

— Многие наши читатели все нововведения проверяют таким образом: анализируют, что они дают простым гражданам. Когда речь заходит об адвокатской деятельности, то встает вопрос о возможности получения бесплатной юридической помощи различным слоям населения. Адвокатские бюро не устранились от этой социально значимой нагрузки?

— Закон об адвокатуре не делает никаких исключений для адвокатских бюро. На всех адвокатов Республиканской коллегии адвокатов возложены функции по оказанию бесплатной юридической помощи и обеспечению работы по назначению в соответствии с требованиями органов, ведущих уголовный процесс и по определенной категории дел. Хочу заметить, что категория лиц, которым оказывается юридическая помощь безвозмездно, в новом законе расширена. Включена еще и помощь, оказываемая по вопросам социальной защиты и реабилитации жертвам торговли людьми и лицам, пострадавшим в результате акта терроризма (ст. 28 закона). Республиканская коллегия адвокатов, Министерство юстиции очень ответственно и требовательно относятся к соблюдению этого положения закона всеми адвокатами.

— Елена Леонидовна, у вашего бюро такое необычное название — «Право и семейная медиация». Почему вы выбрали именно его?

— Наряду с комплексным правовым обслуживанием граждан и юридических лиц по различным отраслям права, адвокатское бюро специализируется на применении примирительных процедур в области брачно-семейного законодательства.

Медиация — это добровольная, непубличная процедура в форме переговоров, в рамках которых специально обученное лицо (медиатор) без компетенции на принятие решения поддерживает стороны спора в том, чтобы они самостоятельно и совместно, без обращения в суд выработали соглашение о разрешении конфликта, которое будет соответствовать интересам и потребностям каждой из сторон.

Сейчас медиация является самым распространенным внесудебным методом разрешения конфликтов в мире. Успешность ее чрезвычайно высока: благодаря медиации до 80 % всех споров в мире завершается заключением соглашения, которое добровольно исполняется. В нашем бюро все партнеры прошли обучение и являются, кроме адвокатов, также и медиаторами.

О медиации можно говорить много, особенно о том, что она никогда, ни при каком конфликте не является бесполезной, даже в том случае, если не получилось заключить медиативное соглашение. Мне понравилось выражение известного специалиста в этой области — исполнительного директора CEDR (Великобритания) Билла Марша. «Быть медиатором — значит заниматься восхитительным родом занятий. Это не только благородная работа, но и большая честь, потому что люди приглашают тебя в собственный конфликт и просят помочь им найти выход из него».

— Как лично вы пришли к мысли заняться медиацией?

— По своей сути я человек совершенно неконфликтный. И любой судебный спор (а судебные разбирательства — это пик конфликта, его эскалация), когда участвуешь представителем одной из сторон, а значит, поневоле интегрируешься в этот конфликт, не может приносить морального удовлетворения. Для меня это всегда сопровождалось и сопровождается постоянным внутренним напряжением. Я желала перемен в работе, но не кардинальных. Оказывается, в мире уже более полувека существует альтернатива судебным спорам. Это медиация, которую я для себя открыла в 2009 году, а в 2010-м с группой первых медиаторов в Беларуси прошла обучение. Теперь я не представляю своей жизни без того бесценного опыта, который приобрела за эти два года. И опять не могу не сказать о своих удивительных встречах, о людях, которые помогли самореализоваться в этой профессии. Это Раиса Андреевна Домбровская и руководитель Центра разрешения конфликтов Лилия Владимировна Власова.

Благодарна коллегам, которые в ответственный момент не только поверили и пошли за мной как партнеры бюро, но и приобрели навыки медиатора, у нас образовалась сплоченная команда. А это залог будущего успеха, в котором я ни на минуту не сомневаюсь. Дорогу осилит идущий.

 
 
 

РЕКЛАМА