Интернет-петиции — власть народа или инструмент для привлечения внимания?. 21.by

Интернет-петиции — власть народа или инструмент для привлечения внимания?

30.08.2012 09:30 — Новости Hi-Tech |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В последнее время в Беларуси, как, впрочем, и во всем мире одним из популярнейших способов решения общественных проблем стали электронные петиции. Но если в западных странах собранные в интернете подписи имеют какой-то вес и способны повлиять на решение властей, то у нас подобные инициативы являются заведомо проигрышной попыткой.


Интернет — это лишь провайдер в реальность

Интернет крайне удобен для создания подобных инициатив — и ходить никуда не надо, и ответственности, по сути, нет. Но юридической силы такие подписи не имеют, и использовать их можно разве что для распространения информации.




Координатор платформы Change.org по Восточной Европе и Центральной Азии Дмитрий Савелов считает, что интернет позволяет людям лишь эффективнее координировать свои действия, но выходить на улицу все же придется. «Онлайн-петиции и онлайн-кампании позволяют легко организовать поддержку, найти соратников по всему миру», — отметил он.

Савелов подчеркивает, что онлайн-кампании лишь помогают людям спланировать и скоординировать свои действия. «Большинство организаторов кампаний на Change.org физически встречаются с «адресатами», передают им петиции, свои требования, организовывают пресс-конференции и акции на улицах. Интернет позволяет более эффективно это спланировать, найти и собрать вместе соратников и поддержку», — пояснил координатор платформы.


Подписи собирают даже на демократию

С тем, что сбор подписей в интернете является лишь начальным этапом для осуществления той или иной кампании, согласен и Александр Колядко — инициатор кампании за проведение демократического народного собрания. В частности, предлагается создать проект указа президента о проведении такого собрания и предложить его вниманию общества, а затем — и власти. «Для того, чтобы добиться его подписания, демсилам потребуется, возможно, оказать очень серьезное давление на власть. И мы должны готовить себя к этому. Сплачивая наши ряды и заручаясь все более широкой поддержкой в обществе», — пояснил Naviny.by Колядко.

«Такой указ будет соответствовать фундаментальным приоритетам и принципам нашей Конституции», — считает он.

Согласно идее, делегаты собрания должны избираться гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

«Демократическое народное собрание может принять те или иные фундаментальные решения и вынести их на референдум либо само будет достаточно полномочно, чтобы эти решения сделать законом. И даже провести конституционную реформу», — пояснил он. Собрание, например, может рассмотреть предложение по упразднению поста президента в Беларуси.

Но это лишь отдаленные цели, поскольку за год было собрано всего 217 подписей. Инициаторы надеются на то, что «рано или поздно сработает эффект снежного кома». Немаловажную роль в этом процессе, по мнению Александра Колядко, сыграет и качественный состав подписантов, поскольку в список уже вошли довольно известные блогеры, политики и общественные активисты — Владимир Мацкевич, Евгений Липкович, Андрей Дмитриев, Александр Федута, Владислав Величко, Ольга Ипатова и другие.

Тем не менее, отмечает Колядко, на первоначальном этапе важны не столько сами подписи, сколько обсуждение инициативы, направленное на объединение демократических сил Беларуси, которым впоследствии предстоит также проследить, чтобы избирательный процесс был свободным.

Инициаторы не надеются осуществить конституционную реформу, сидя в интернете. Как считает Колядко, социальные сети нужно активно использовать только на первом этапе реализации инициативы, но потом все равно придется выходить в народ.

Преимущества интернета, по его мнению, заключаются в том, что в течение дня можно связаться с сотней людей, хотя это достаточно трудно осуществить в реале. К тому же, в соцсетях уже «сформировалось демократическое сообщество», что дает возможность адресно обращаться к людям с определенными взглядами. Кроме того, в сети проще отправлять адресатам материалы для ознакомления, а вся опубликованная информация будет доступна и после перехода инициативы в реал.


В Беларуси интернет-кампании только собирают подписи

По мнению координатора Change.org Дмитрия Савелова, ситуация с интернет-петициями в Беларуси не сильно отличается от Европы и Америки: «Каждый автор петиции хочет собрать как можно большее количество участников для своей кампании и заставить свою страну услышать о важной для него проблеме, добиться справедливости, осуществить перемены. А каждый «адресат» сопротивляется такому давлению, но в итоге под давлением граждан, которые организованно через Change.org делают акции за акциями, соглашаются найти решение вопроса».

В Беларуси Change.org работает с начала 2012 гола, и на платформе уже создавалось несколько белорусских интернет-петиций. К примеру, на этом сайте начала свою международную кампанию против смертной казниЛюбовь Ковалева и собрала 67000 подписей. Звезда международного хоккея Петр Штястный вместе с Ириной Богдановой начали свою кампанию за перенос чемпионата мира по хоккею в 2014 году из Беларуси (17500 подписей).

«У белорусов есть большой ресурс: они не одни. Их кампании готовы поддержать все 15 миллионов участников Change.org по всему миру. Точно также как это произошло и с кампанией Любови Ковалевой, которая в итоге превратилась в глобальное движение против смертной казни в Беларуси», — отмечает Дмитрий Савелов.

Более 16 тысяч человек подписались под петицией о необходимости расследования дела о птенцах бакланов, которым отрезали надклювья в Чашникском районе. Кампанию начала жительница Бреста, которая была в ужасе от этой новости. В результате расследование было проведено, правда, его итоги оказались весьма сомнительны.

«Автор петиции не назвала ее победой, но призвала продолжить работу. Вопросов появилось больше, чем ответов, но в результате активизировалось очень много людей, и сейчас появились кампании за пересмотр закона о защите животных и правил ведения охоты», — пояснил координатор платформы.

Однако стоит отметить, что конкретных перемен интернет-петиции пока не принесли Беларуси.


Успешные кампании в ЮАР, Индии, США И России

Гораздо больше успешных кампаний проведено в других странах.

К примеру, жительница Кейптауна, работавшая в интернет-кафе, решила бороться с «исправительными изнасилованиями» в ЮАР. Проблема заключалась в том, что в стране изнасилование лесбиянок якобы для исправления их сексуальной ориентации не считалось преступлением. Петиция собрала более 171 тысячи подписей из 175 стран. В результате, правительство ЮАР организовало комиссию по решению вопроса об «исправительных изнасилованиях» и разработке законов, запрещающих это преступление.

В Индии учителя, работающие в государственных школах, получили первую за четыре года зарплату после того, как Чуну Хансда начал сбор подписей на change.org и снял видеосюжет о бедности учителей. В течение недели его петицию поддержали более 4000 человек, сотни позвонили и пришли в муниципалитет с требованием выплатить обещанные деньги. Через неделю учителям были выплачены зарплаты за четыре года.

В США родители Трэйвона Мартинапотребовали справедливого наказания для убийцы их сына. Кампанию на change.org поддержали более 2 млн. человек, и после того, как все 2 миллиона вышли на улицы Нью-Йорка, судья пересмотрел свое решение о виновности убийцы парня, рассказал Дмитрий Савелов.

В России, Беларуси и Украине, по его словам, платформа начала работать совсем недавно, но уже есть несколько побед. К примеру, в России более 3000 человек потребовали снять обвинения с блогеров и журналистов, которых «Газпромбанк» обвинил в клевете, когда они рассказали об инциденте с вице-президентом банка, сбившим ребенка. Один из обвиненных блогеров начал петицию на change.org и после того, как все 3000 человек направили свои письма в «Газпромбанк», иски были отозваны.



Анастасия СОЛОНОВИЧ

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Всемирная Сеть крайне удобна для создания различных инициатив — и ходить никуда не надо, и ответственности, по сути, нет…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Hi-Tech)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика