Открытый в августе 2011 года минский офис Яндекса продолжает расширяться. В конце ноября предложение о работе принял сотый сотрудник.
О том, как Яндексу работается в нашей стране и о проблемах отечественной IT-индустрии корреспондент Naviny.by поговорил с руководитель ООО «ЯндексБел» Алексеем Сикорским.
— Специалистов в сфере IT готовят в различных вузах и средних специальных учреждениях, куда с готовностью идут учиться, однако спрос на айтишников все равно значительно превышает предложение.
— Действительно, айтишников не хватает — не только в Беларуси, а в мире в целом. И неудивительно: жизнь изменилась за последние годы настолько, что программное обеспечение сейчас есть везде, то есть плоды работы программистов используются повсеместно.
— Возможно, нехватка программистов связана с тем, что учреждения образования готовят не тех специалистов, в которых есть потребность на рынке труда?
— С точки зрения фундаментального образования наши университеты готовят программистов высокого уровня. Другое дело, что IT-отрасль очень быстро развивается, и оперативно реагировать на ее вызовы система образования не всегда может. Хотя, на мой взгляд, в зависимости от трендов на IT-рынке вузы вполне в состоянии открывать определенные спецкурсы. Для этого нужна как гибкость системы образования, самостоятельность вузов и мотивация.
— Сейчас все большее распространение получает сотрудничество университетов и IT-компаний.
— Да, это актуальный тренд. Например, в БГУ Яндекс создал школу анализа данных, в которой бесплатные двухгодичные курсы может посещать любой студент, успешно сдавший экзамены. В компании также проводятся стажировки для студентов. Мы их приглашаем на лето на работу. Тем, кто нам интересен, мы делаем так называемое отложенное предложение о работе после окончания вуза. Яндекс в целом плотно сотрудничает с академической средой — одни наши сотрудники учатся, другие работают преподавателями. Это всячески поощряется. Понимаете, лучше, если будут обучены сразу много будущих программистов, чем потом по приходу на работу каждый отдельно.
К слову, средние специальные учебные заведения также выпускают специалистов по IT. Возможно, что если бы ссузы выпускали специалистов с более высоким уровнем подготовки, рынок мог бы насытиться айтишниками. Сегодня выпускники ссузов могут найти себя если не в качестве программистов, то в качестве тестировщиков, системных администраторов.
— Сегодня программист — это высокооплачиваемая и престижная профессия, не так ли?
— Безусловно. Люди понимаю, что программист — это уже не суровый дядька в свитере, который не бреется и сидит с утра до ночи у компьютера. Средняя зарплата у программиста в Минске 1300 долларов.
— И это не только мужская профессия.
— Действительно, гендерный баланс меняется. Я занимаюсь школьными олимпиадами по информатике и отмечаю, что девушек среди призеров год от года становится больше. И среди программистов они все заметнее. По нашим наблюдениям, по количеству специалистов среди разработчиков по-прежнему лидируют мужчины, а вот среди тестировщиков появляется много девушек, которые демонстрируют внимательность к деталям, педантичность и прекрасные коммуникативные навыки.
В настоящее время профессия программиста стала доступной и понятной. Сегодня все понимают, куда надо пойти учиться, чтобы найти ту или иную работу.
— Сколько специалистов мог бы набрать минский офис Яндекса?
— Если бы вдруг две тысячи человек прошли собеседование и оказались соответствующими нашим требованиям, мы были бы готовы взять их на работу. Почти все вакансии Яндекса можно закрыть в Минске. Работа в компании такова, что каждый сотрудник вне зависимости от географического положения делает ту работу, которая у него лучше всего получается. Одномоментное появление огромного количества профессионалов — ситуация искусственная, но вакансии у нас действительно есть.
— Кто ваши конкуренты в привлечении сотрудников?
— Мы считаем, что по совокупности всех факторов — от специфики, масштаба задач до соцпакетов — наши конкуренты, с которыми мы боремся за грамотных разработчиков, находятся на Западе от Беларуси. Статистика это подтверждает: за год существования офиса не было ни одного случая перехода технических специалистов в другую белорусскую IT-компанию. Если специалист хочет сменить страну жительства, то его вряд ли остановят даже самые «вкусные» предложения о работе в Беларуси.
Но вообще говоря, по моим наблюдениям, программистов, которые уезжают из страны просто ради того, чтобы жить где-то в другом месте, не так уж много. Больше тех, кто хочет уехать, чтобы найти интересную работу, получить возможность решать интересные, глобальные задачи, разрабатывать крутые продукты, которые потом увидят миллионы пользователей во всем мире и которыми их разработчики смогут открыто гордиться.
Понимаете, при достижении определенного материального уровня все большую роль начинает играть реализация себя как личности. Программисты не хотят быть винтиками, а хотят использовать свой интеллект для участия в прорывных проектах, о которых можно сказать: «Я это сделал, я участвовал в разработке». Вот за этим и уезжают люди за рубеж. Теперь и в Беларуси появляется все больше компаний, которые предлагают для решения задачи такого же уровня, как в США или странах Европы.
Что касается зарплаты за рубежом, по паритету покупательской способности она отличается от минской незначительно. Добавьте к этому то, что если уезжает семья, чаще всего работает один человек. С точки зрения карьерного роста за рубежом для белорусского программиста также меньше перспектив, чем на родине. Таким образом, необходимо оценивать при переезде весь комплекс обстоятельств.
— Белорусские программисты конкурентоспособны на европейском рынке труда?
— Безусловно. Яндекс довольно долго присматривался к Беларуси, встречался, общался с молодыми специалистами и студентами, проводил семинары. В Беларуси хорошая фундаментальная подготовка. Наши программисты могут участвовать в создании продуктов мирового уровня. Яндекс тому подтверждение.
Мы подключены к разработке нескольких важнейших для всей компании продуктов. Важная часть сервисов Яндекса — это геосервисы, к которым относится все, что связано с картами Яндекса. Белорусские программисты, например, придумали, как можно прогнозировать развитие пробки. Они разработали алгоритм, учитывающий не только статистическую информацию о пробках в этот час в прошлые дни, но и свежие данные о развитии событий на этом и соседних отрезках улиц, переулков, магистралей и прочих.
Благодаря минчанам, узнавать о пробках на час вперед могут жители не только Минска, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Стамбула и других крупных городов. В городах с высокой интенсивностью движения этот сервис просто незаменим.
Хорошим примером связности команд разработки в разных городах и странах может служить маршрутизация общественного транспорта. Это такой сервис, который прокладывает на картах маршрут для неавтомобилистов, с учетом маршрутов метро, автобусов, троллейбусов, трамваев, электричек. Минская команда в рамках этого сервиса разработала пешеходные отрезки пути, а также внедрила маршруты электричек.
Например, когда житель Москвы с помощью Яндекс.Карт ищет, как ему добраться из дома на дачу с помощью общественного транспорта, Яндекс показывает ему полный маршрут: путь пешком до остановки автобуса, потом маршрут автобуса до ж/д вокзала, потом маршрут электрички до нужной станции Подмосковья и конечный отрезок — путь пешком до приусадебного участка. В этой дорожной карте пешеходный маршрут и маршрут электрички — продукт разработки минской команды.
Белорусские программисты участвуют в разработке других сервисов и приложений компании, которыми потом пользуются люди в России, Украине, в Турции, во многих других странах. Это настольный и мобильный Яндекс.Браузер, магазин мобильных приложений Яндекс.Store, огромное количество внутренних сервисов Яндекса, которые помогают систематизировать разработку продуктов и создать единое виртуальное рабочее пространство для программистов компании во всех странах.
— Однако примеров, подобных Яндексу, не так много.
— Должны быть соответствующие условия. Глупо сидеть и ждать, что программисты вдруг создадут продукт мирового уровня. Не секрет, что на нашем рынке доминирует оффшорная разработка. В стране много сильных команд, которые занимаются оффшорным программированием и активно нанимают разработчиков. Но это несколько иная модель бизнеса, чем in-house разработка, которая считается престижней и в среднем оплачивается лучше.
Степень новизны в оффшорных разработках не очень-то высокая в отличие от продуктового бизнеса. Правда, в продуктовом и степень риска также выше. Однако прорывные продукты создаются именно в продуктовых компаниях. Таким образом, если говорить о перспективах появления продуктов мирового уровня, хотелось бы, чтобы в Минске появлялось больше продуктовых компаний.
В определенном смысле мы могли бы конкурировать с белорусской Wargaming, которая тоже делает продукт мирового уровня, которым пользуются миллионы людей.
— Можно ли назвать Google основным конкурентом Яндекса?
— Да. В Беларуси по поисковому трафику Яндекс и Google имеют равные доли рынка. В России лидирует Яндекс, в Украине — Google, являющийся глобальным лидером в мире. К слову, минский офис занимается изучением того, как разные факторы ранжирования влияют на результаты поиска по тому или иному запросу в Яндексе. Это очень интересная, наукоемкая, исследовательская задача. Можно сказать, у нас тут лаборатория по изучению факторов.
— Коль мы уже заговорили о поисковиках, почему все чаще они принимают безобидных пользователей за роботов и отмечают, что с компьютера идет подозрительный трафик?
— Это проблема IPv4. На каждую страну выделяется определенное количество IP-адресов. Со временем запас истощается, так как количество интернет-пользователей увеличивается. Интернет-провайдеры внедряют технологии, которые позволяют один и тот же внешний адрес использовать для разных пользователей. Поисковики блокируют IP, так как действительно существуют недобросовестные пользователи, распространяющие вредоносный трафик. В результате блокируются и добросовестные пользователи. Таким образом, необходимо внедрять систему IPv6, которой хватит нам на много лет вперед. Внедрение системы достаточно сложное. Это долгий, но неизбежный процесс. Пользователю необходимо искать тот поисковик, который его не блокирует.