Национальный центр обмена трафиком, который курируется Оперативно-аналитическим центром (ОАЦ) при президенте Беларуси получил право на технический контроль за пропуском международного трафика. Это предусмотрено указом президента № 46 от 23 января 2014 года "Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий", опубликованным на Национальном правовом портале Беларуси.
Вскоре после опубликования некоторые интернет-ресурсы высказали предположение, что указ наделил ОАЦ полномочиями отслеживать, какая информация проходит в международном трафике. Их насторожила в том числе расшифровка понятия "пропуск международного трафика", под которым в документе подразумевается деятельность, "направленная на передачу сообщений электросвязи" между сетями Беларуси и иностранных государств, а также, если одно иностранное государство передает сообщения другому через белорусские сети электросвязи. При этом сообщениями электросвязи считаются "телефонные вызовы, телеграфные сообщения, служебные и информационные сообщения, сетевые пакеты сетей передачи данных без ограничений по используемым пользовательским, транспортным и сетевым протоколам".
Насколько эти подозрения обоснованны, в комментарии БелаПАН пояснила Людмила Чекина, генеральный директор УП "Надежные программы" — хостинг-провайдера, регистратора и технического администратора национальной доменной зоны .by. Так, по ее словам, технический контроль и контроль над содержанием – это "два совершенно не связанных друг с другом вопроса".
"В указе речь идет, грубо говоря, о контроле передачи сигнала, корректном пропуске и учете трафика, — подчеркнула она. — Любой провайдер контролирует технические моменты пропуска трафика, но это не значит, что он уполномочен просматривать содержание, личную переписку и тому подобное".
Точное объяснение того, что предусматривает технический контроль, "могут дать только государственные органы, которые наделены правом такого контроля". "Но понятно и так, что в документе не идет речь о предоставлении права просматривать содержание трафика, такие вопросы регулируются законом "Об оперативно-розыскной деятельности", а никак не этим указом", — сказала Чекина.