Послевкусие. Всплеск на рынке кофеен и баров в Минске обернулся их распродажей
14.04.2016 06:16
—
Разное
|
news.rate.by Число выставленных на продажу кафе и ресторанов в Минске растет.Исключение составляют только динамично застраиваемые Фрунзенский и Московский районы. Эксперты отмечают резкий рост доли небольших заведений среди продаваемых объектов.
Такие данные представил портал Realt.by на ток-шоу «Выжившие: как не загубить ресторанный бизнес». Мероприятие прошло 13 апреля в рамках организованной предприятием «Экспофорум» выставки HoReCa. RetailTech для предприятий сферы ресторанно-гостиничного бизнеса, общественного питания и торговых технологий.
Наиболее благополучными с точки зрения ресторанного бизнеса выглядят сегодня Московский и Фрунзенский районы. Так, если в 2014 году количество заведений общепита, выставленных на продажу в Московском районе, составляло 25%, то в 2016 году их доля снизилась до 13%. Во Фрунзенском районе показатель снизился с 17% в до 11%.
Показательно, что 40% выставленных на продажу заведений, по данным Realt.by, сосредоточены в центре Минска и вдоль его главных проспектов.
В целом на сегодня в базе портала находится от 55 до 60 ресторанов и кафе (для сравнения: в течение 2013 года в продаже находились 20-30 заведений общепита). В последние месяцы отмечается медленный рост предложения.
С учетом кризиса интересно и изменение структуры площадей выставленных на продажу кафе и ресторанов в Минске. Наибольшее число предложений (35%) приходится на заведения площадью от 200 до 400 кв. м (в 2014 году их было 22%).
Анализ данных показывает, что крупные заведения площадью от 700 до 1300 кв. м стали выставляться на продажу реже: если в 2014 году их было 10%, то в 2016 году – лишь 2%. Снизилась и доля продаваемых заведений площадью от 400 до 700 кв. м – с 19% до 6%.
А вот небольшие заведения до 100 кв. м пополнили базу объектов продажи очень существенно – в 2014 году их было 13%, а в 2016 году – уже 30%.
По мнению экспертов, эти данные могут свидетельствовать о том, что владельцы крупных заведений, обладая более солидным бизнес-опытом и финансовой устойчивостью, лучше адаптировались к условиям кризиса. В то время как небольшие заведения формата кофеен, которые открывались на волне энтузиазма и интереса к этому виду бизнеса, не смогли выжить в новых экономических условиях.
Косвенно эту точку зрения подтвердила и директор по развитию сети «Амато кофе», национальный координатор SCAE в Беларуси Марина Воскресенская. Экперт отметила тенденцию к некоторому разочарованию владельцев небольших кофеен: в 2013 году на рынке наблюдался всплеск в данном сегменте, однако новые экономические условия, недостаток опыта и низкая рентабельность привели к последующему закрытию многих заведений такого формата.
Регресс на рынке отметил и соучредитель баров ID, «Герои», «Бессонница» Алексей Садовой, по наблюдениям которого количество вновь открываемых заведений в Минске скорее ниже, чем число закрывающихся.
В целом все эксперты отметили, что залог выживания на рынке для ресторанов и кафе сегодня – это не только сокращение издержек, сохранение квалифицированного персонала и коррекция меню, но и способность стать уникальным, умение владельцев продвигать свое заведение в СМИ и соцсетях.
По мнению бизнес-тренера и консультанта Максима Бородкина, сегодня выигрывают те заведения, которые, помимо меню, предлагают гостям развлечения. «Людям по-прежнему нужны места, где они социализируются», - считает эксперт.
Эту точку зрения подтвердил ресторатор и консультант Роман Бодров. Белорусы уже успели приобщиться к ресторанной культуре и, несмотря на кризис, все еще желают посещать заведения общепита, однако в связи со снижением доходов переходят в более демократичный сегмент. «Сегодня в ресторанах и кафе посетители меньше едят, а больше пьют», - отметил эксперт, поэтому потребность в кофейнях и барах, способных предложить клиентам качественный сервис, сохраняется. Купить ноутбуки можно тут. |
|