Теплой весенней ночью по разбитой сельской дороге едет такси. Официальное — с желтыми номерами, с наклейками на бортах. Такси направляется в Тарасово, деревню под Минском. В салоне — трое. Тот, кто за рулем, еще не знает, что через несколько минут ему придется пережить нападение, чудом уцелеть. Что его последние в эту смену пассажиры, несовершеннолетние, заранее сговорились, а один из них уже вытянул из кроссовка шнурок. Негодяи не думают, не осознают: глупо, бездарно они пускают свою жизнь под откос. Эту темную историю об удавке и о тех, кто сбился с маршрута, вполне можно назвать символичной...
Дорога в никуда
С водителем такси я встретился, когда первые эмоции у него уже улеглись. Сергею — 25. «Таксует» три года. Без долгих предисловий начинает свой рассказ:
— Той ночью я стоял у станции метро «Пушкинская», возле «Богатыря». Собирался ехать домой. Тут махнули двое. С виду — обычные подростки. Не наркоманы, без «мастей», жаргон — не уголовный. Выпившие, правда. Но так с кем не бывает? Я до этого одного типа вез, думал, придется из машины на носилках выносить — пьяный вдрызг. В общем, решил парней взять. Нужно им было в Тарасово. Сошлись на 20 тысячах. Один, темный, сел со мной рядом. Второй, светловолосый, расположился сзади. Покатили. Они между собой разговаривали — про девушек, про интернет. Я иногда посматривал назад, но в темноте сложно что–то разглядеть. Вот и Тарасово. Начали мне командовать: тут поверни направо, тут налево, здесь — развернись. Свернул с асфальта, выехал на грунтовку. Вокруг — стройка, место нежилое. Плутать мне надоело. Ударил по тормозам...
Из показаний одного из подозреваемых:
«29 апреля я встретился со своим знакомым Дмитрием на станции метро «Пушкинская». Там до 21.15 мы сидели в интернет–кафе. Затем пешком пошли к станции метро «Спортивная», к магазину. Купили бутылку водки, полтора литра пива, две пачки «Кириешек», стаканчики, лимонад. Затем от магазина мы отошли к подъезду жилого дома, где все приобретенное употребили. Приобрели еще одну «полторашку» и снова отправились в интернет–кафе. После я предложил ехать к своему знакомому в Тарасово — на такси».
Здесь позволю себе нарушить хронику параллельного повествования — несколько слов о пассажирах такси. Назовем их Игорем и Димой — хотя имена, фамилии в этом криминальном сюжете абсолютно ничего не значат.
Обоим — по 17 лет. То есть это люди последнего поколения, родом из «нулевых». Минчане. Один учится в Червене, в ПТУ. Второй — на вечерних курсах, будущий кондитер. Семьи — неполные. У одного отца нет, бросил в детстве. Мать второго проживает с сожителем.
Время ребятушки проводили разнообразно. Заседали на сайтах знакомств, прятались по подъездам, обходя алкогольный запрет. О будущем, судя по всему, не думали: состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлекались к административной ответственности. Один и вовсе недавно попался на махинациях с мобильными телефонами, стал фигурантом уголовного дела.
Вот таких пассажиров подхватил таксист–полуночник.
«Шнурок я забрасывал три раза»
Сергей продолжает:
— Я ударил по тормозам. В тот же миг светловолосый достал шнурок и попытался набросить мне на шею. Не знаю, как, но я успел подставить руку. Захват сорвался. Стали молотить меня кулаками — заслонился. Дернул за ручку и выпрыгнул из машины. Отбежал метров на двадцать. Ключи из замка зажигания, правда, выхватить забыл — не о том думал. А эти «отморозки» взяли и поехали. Потом, знаю, гаишники работали по плану «Перехват», догнали машину где–то в Дзержинском районе. При этом пацаны соскочили в кювет. Бампер задний оторвали. Передний треснул. В подвеске пришлось поковыряться. Радио испортили — выдрали антенну. Но главное, что я остался жив...
Из показаний одного из подозреваемых:
«...Идея ехать на такси Диме понравилась. Он рассказал: смотрел по НТВ программу «ЧП», где в одном из сюжетов показали, как сожгли машину таксиста. Предложил: а давай и мы нападем, побьем водителя, прихватим заработанные им деньги. Я сразу же отказался — поймают. А он в ответ: нет, обойдется... Чтобы определить степень удушения водителя, Дмитрий предложил себя в качестве тренировочного объекта. Я закидывал ему шнурок на шею, а потом зажимал, чтобы определить, когда наступит болевое состояние. Это я делал для того, чтобы не задушить водителя. Таких тренировочных попыток было три... Когда нас начали преследовать, машину занесло, и мы съехали в кювет».
Кровиночки
Куда и на какой срок занесет двоих дружков–недорослей, теперь определит суд. Один, как видно из показаний, валит вину на второго. Как было на самом деле, следствию еще предстоит установить. Но скрыться, умчаться от правосудия подельникам точно не удастся. Пойманы ведь — с поличным.
— Главный сейчас вопрос — определить, был ли у них изначально умысел напасть на таксиста, угнать машину, — рассказывает о ходе расследования старший следователь по особо важным делам Ждановичского отделения милиции Минского РУВД Анатолий Равлушевич. — Назначены экспертизы, ждем результатов.
Один из подозреваемых заключен под стражу, второй отпущен под подписку. Мамы, в присутствии которых проводили следственные действия, рыдают: как такое могло случиться с нашими кровиночками?
— Когда сталкиваешься с преступлениями, которые совершили подростки, всегда много вопросов — к родителям, школе, к инспекции по делам несовершеннолетних, — пожимает плечами зампрокурора Минского района Александр Филонов. — Почему не усмотрели, не предупредили ЧП? Ответы, к сожалению, искать уже поздно.
Штырь над головой
— Такси — это слепок нашей жизни, — рассуждает тем временем водитель Сергей. — 90 процентов клиентов — нормальные, адекватные люди, остальные — криминальный элемент, темные личности. В округе есть места, куда я ни за что не поеду. Это Малый Тростенец, район Сельхозпоселка, что у станции метро «Автозаводская». Туда частенько ездят наркоманы. Спрашиваете, как уберечься? Биту с собой не вожу, зато есть монтировка под сиденьем и газовый баллончик. Хотя, как видите, и они не помогли.
В США многие такси оборудованы специальными клетками, чтобы отгородить водителя от пассажиров. У нас идея не прижилась. Простейшие меры безопасности таксисты предпринимают сами: привинчивают к подголовнику железный штырь, чтобы потенциальный преступник не смог забросить удавку. Укрепляют спинку сиденья листом фанеры — тогда ее не пробьешь ножом, не проткнешь спицей. Есть у водителей и специальные позывные — команды, которые в экстренной ситуации передают по рации.
Но никакой позывной не поможет минским легальным таксистам решить сегодня другую, гораздо более важную проблему.
— Да, иногда на нас нападают, бьют ножами, душат удавками. Такое случается нечасто. А вот нелегалы «душат» постоянно, — «водилы», с которыми я обсуждал тарасовское ЧП, сразу же переводили разговор на больную для них тему. — Наглецы как стояли, отбивая клиентов, так и стоят. С бандитами и недорослями мы как–нибудь справимся, а как быть с «бордюрщиками»? Ни милиция, ни прокуратура, ни налоговая сделать ничего не могут. Почему?
***
Сергею пора в рейс. Его старенький «Ситроен» снова будет колесить по городу и окрестностям, подбирать днем и ночью клиентов, везти их к месту назначения. «Нужно верить в людей, а еще — в правило последнего пассажира, — улыбается водитель на прощание. — Звучит оно просто: если в конце смены к тебе сел хороший человек, он обязательно принесет удачу».
...Темной ночью по дороге плутает такси: вправо, влево, на разворот. Монтировка — под сиденьем, баллончик — в кармане, железный штырь — над головой. Вдруг правило снова не сработает?
Правило последнего пассажираТеплой весенней ночью по разбитой сельской дороге едет такси. Официальное — с желтыми номерами, с наклейками на бортах. Такси...