Сидя за решеткой в зале суда, они все еще не понимали, сколь суровое наказание их ждет. Молодые совсем: Олегу в июне исполнилось 20, Андрею осенью будет 21. И лишь самый старший из преступной троицы — 31–летний Эдуард — осознавал, что судят не за кражу, а за убийство. Ради небольшой суммы денег и двух бутылок водки они до смерти замучили 82–летнего старика, родного дедушку Олега...
День пенсии
Седьмое число каждого месяца для Владимира Ивановича Мушица из деревни Тростяница Каменецкого района было и радостным, и грустным. В этот день приносили пенсию. Потому обязательно приезжали внуки — их у Владимира Ивановича было пятеро. Правда, здоровье пенсионера, его болячки и заботы отпрысков единственного сына мало интересовали. Им требовались деньги.
Хотя для Олега, одного из младших внуков Мушица, начало весны стало запойным, про день пенсии он не забыл. Накануне приехал в Ратайчицы — к товарищу в гости. Пили с Андреем, гуляли, даже с милицией «познакомились» — пьяного Олега забрал патруль. Но милиционерам поступила информация, что в поселке Беловежский вот–вот начнется драка. Им пришлось спешно ехать туда, оставив Олега в раздумьях, которые большой оригинальностью не отличались.
Он еще утром 7 марта наведывался в Тростяницу, украл у деда 2.660 рублей. Но разве это сумма? Хотелось «продолжения банкета». Ведь без тугого кошелька гулять можно только по сельской улице, для застолья же требуются деньги.
— Пошли через поле, быстрее будет. Дед глуховатый, спать рано ложится, так что все получится, — Олег не мог успокоиться, предлагая наведаться в Тростяницу уже компанией.
Два километра пути пьяным парням дались с трудом. Олег провалился в канаву, испачкался до безобразия. Но «плохой знак» не воспринял как предупреждение свыше. Ждали деда в сарае. Как только старик зашел в дом, начали строить планы, как выманить его во двор. Нет ничего проще: Эдик металлическим прутом разбил оконное стекло, и Владимир Иванович поспешил открыть дверь. Пропившие совесть и разум, они накинулись на него, словно стервятники: набросили на голову куртку, шнурок, вынутый из ботинка пенсионера, затянули на шее, чтобы дышать было невозможно. Били безжалостно, вдобавок связав жертве ремнем руки.
Мушиц и сказать ничего не успел, свалился замертво. Позже эксперты установили, что ему сломали все ребра до единого. Констатировали тройной перелом тела грудины, ушибы сердца и легких. Насчитали как минимум 80 ударов...
— Может, дом поджечь? Поставим на плиту кастрюлю — и дело сделано, — Олег ничуть не сомневался, что удастся замести следы. Подельники, правда, нашли затею бредовой. Старика умыли и положили на кровать.
— Пусть думают, что сам умер, — согласился Олег. Что разбойники забрали из стариковского дома, одним им известно. В суде же зачитали: 43 тысячи рублей, 2 бутылки водки, которые Мушиц купил к Пасхе, банка рыбных консервов...
Один дома
Владимира Мушица 10 марта нашел его брат. Ехал в Тростяницу на церковную службу, увидел, что у того в доме окна завешены. После службы зашел. Старик лежал на кровати холодный. Михаил Мушиц сообщил о смерти брата священнику, тот — в сельсовет. Родственники уже начали приводить дом в порядок, готовиться к похоронам, как вмешался участковый. У него были основания подозревать неладное. Семечки на полу — старик их не ел, неоторванный листок календаря с датой 7 марта, хотя уже было 10–е, окурок, грязь, отсутствие шнурка на одном ботинке и, наконец, синяки на теле...
Соседи вспоминают, что пенсионер не раз говорил о смерти. Сетовал, что внук тайком забирался в дом. Вспоминал, как застал друга Олега в своем погребе за поеданием соленых огурцов. А собутыльники у внучка были, как говорится, еще те. Андрей в свое время состоял на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Все его характеристики, предоставленные суду, — сплошь отрицательные. Эдуард был на учете у нарколога. Да и сам Олег лечился у врача–психиатра. Удивительно, но с места его работы пришла хорошая характеристика, хотя указали, что нередко совершал прогулы без уважительной причины. По месту жительства Олега тоже охарактеризовали положительно. Не рассмотрели в человеке зверя?..
Увы, опасения старика оказались ненапрасными. Уважаемый в деревне человек — работящий, непьющий, верующий — погиб от рук собственного внука и его дружков. Можно задаться вопросом: а где была общественность? Да, Владимир Мушиц не обращался в милицию и не жаловался в сельсовет. Но ведь знали деревенские, в каком страхе живет односельчанин.
Сейчас в деревнях Ратайчицкого сельсовета одиноко проживают 42 пенсионера. Николай Будзилович, недавно возглавивший сельсовет и сельисполком, обещал взять их под защиту местной власти.
— Прошу людей не быть равнодушными. Обращайтесь, звоните. Старики при живых родственниках могут быть одинокими, и мы не должны оставлять их один на один со своими проблемами, — Николай Будзилович не сомневается в силе общественного воздействия. В деревне ведь каждый на виду.
В Тростянице и Ратайчицах уже знают, что Брестский областной суд приговорил Олега и Андрея к 18 годам лишения свободы каждого, а Эдуарда — к 16 годам. Старший прокурор отдела прокуратуры Брестской области Лариса Караневич, которая поддерживала обвинение, просила более сурового наказания, однако протест на решение суда вносить не будет. Не исключено, что просить о снисхождении станут сами осужденные, — приговор еще не вступил в силу...
Компетентно
Наталья Васерчук, начальник отдела прокуратуры Брестской области:
— В минувшем году в Брестской области было зафиксировано 7 случаев насильственной смерти стариков. На днях областной суд вынес приговор по делу об убийстве 85–летней пенсионерки из деревни Гутово Дрогичинского района. Виновной признана гражданка России — девушка–цыганка, которая приговорена к 15 годам лишения свободы. А в ночь с 15 на 16 июня сгорел дом в поселке Антополь. Опять Дрогичинский район! При тушении пожара обнаружены тела 85–летней хозяйки дома и ее 55–летнего сына. Судебно–медицинская экспертиза показала, что погибли они не от удушья, а от множественных ранений. Дело по статье «Убийство» принял к производству следователь по важнейшим делам следственного отдела прокуратуры области. В связи с этим хочется еще раз напомнить: ни под каким предлогом не пускайте в дом незнакомых людей. Разговаривайте с ними только во дворе. Если незнакомцы попытаются проникнуть в жилище силой, зовите на помощь соседей и срочно звоните в милицию. Не бойтесь жаловаться и на родственников, если на то есть причины...