Удивительно, как порой сводит людей судьба. У Олега, Стефании и Алексея даже фамилии были схожие: Голуб, Голубева, Голубцевич. Все родились зимой. Влюбленные Олег и Стефа могли бы вместе праздновать дни рождения: у нее — 14 февраля, у него — 15. Но свидятся они теперь не скоро. Трое «голубков» осуждены за убийство с особой жестокостью. На момент задержания Алексею было 28 лет, Олегу — 22, Стефании — всего 18...
Недолюбили
Родители Стефы развелись, когда та была маленькой. Отец уехал в Россию, она с матерью осталась в Бобруйске. То ли с горя, то ли от обиды мама стала выпивать, и девочку от греха подальше забрали в деревню Косье (ныне Красное) Осиповичского района дед с бабкой. Сиротка с красивым именем Стефания давалась им непросто. Не слушалась, прогуливала уроки. Пожилые опекуны, осознав, что им с внучкой не сладить, отдали ее в бобруйский приют. После 9 классов Стефа поступила в колледж. Но отучилась всего год. Летом 2010–го ее арестовали.
Тем летом, приехав на каникулы к деду в Косье, Стефа познакомилась с Олегом Голубом. Пошла с подружкой в соседнюю деревню в магазин. А там — он с друзьями на машине. Предложил подвезти. После девушка уверяла: это была любовь с первого взгляда. Та, в которую бросаются как в омут с головой. «Голубки» действительно притягивались как магниты. Им хватило одного вечера, чтобы понять: они должны быть вместе. Спустя несколько дней после знакомства юная Стефа уже мчалась с Олегом в столицу. То, что любимый судим за хулиганство и кражи, ее не смущало. Впрочем, как и то, что с Алексеем Голубцевичем, к которому они ехали в гости, он познакомился, отбывая очередное наказание. Олег ведь был с ней так ласков, как никто и никогда. По сравнению с этой любовью все остальное казалось Стефе мелочью, не заслуживающей внимания. Позже, уже в изоляторе временного содержания, на листочке в клеточку она напишет ему: «Мне так тебя не хватает, мой хороший... Я бы очень хотела провести с тобой всю свою жизнь... Все–таки любовь с людьми делает невероятные вещи...»
«Стефа — зайка! Любимая моя девочка! Нас скоро увезут на тюрьму, — ответит ей Олег. — ...Я буду тебе писать и загонять все, что у меня будет. Ведь ты знаешь как я тебя люблю». В этом коротком письме, помимо признаний и кучи ошибок (стиль Олега сохранен), еще и руководство к действию: «Ты что нибудь говорила ментам? Ты же знаешь что его Леша. Тянул в дом и подполил. А мы с тобой стояли на улица».
На Алексея Голубцевича, у которого они гостили два дня и которого потащили за собой в Косье, Олег перекладывал вину до последнего. Потерявшая голову от любви Стефа, защищая любимого, тоже божилась, что пенсионера били она и Алексей. Однако в ходе следствия выяснилось: к жестокому убийству причастна вся троица.
Кривая дорожка
Олег Голуб рос в благополучной семье. Мать — швея. Отец — предприниматель. Их сыну хватало и внимания, и денег. Но он слишком рано свернул с правильного пути. Казалось бы, судьба подарила ему шанс на исправление. Он встретил любовь, ради которой хочется жить. Его друг Алексей Голубцевич тоже остепенился: жена, маленький ребенок. Он и сам понять не мог, как их оставил и отправился с Олегом и Стефой кутить в какую–то неизвестную ему деревню. Ведь не хотел. И родные, словно предчувствуя беду, отговаривали...
В Косье «голуби залетные» прибыли 7 июля около 11 ночи. Отоспались у деда Стефы, утром решили порыбачить. Пока Олег копал червей, Стефа и Алексей сбегали в магазин: какая рыбалка без водки! Первую бутылку — для разминки — откупорили в доме деда Стефы. Но когда туда пожаловал односельчанин — пенсионер Михаил Азаренок, переместились на природу. Надоедливый Азаренок нашел их и там. Принялся корить девушку. Мол, порочная, гулящая... За даму вступился Алексей. Так двинул пожилого воспитателя, что тот рухнул на землю. Конфликт, правда, уладили быстро. Олег повел Азаренка домой. Алексей и Стефа, проникшаяся искренней симпатией к заступнику, снова потопали в магазин, — спиртное было на исходе, а не знающая усталости молодость требовала продолжения праздника. На обратном пути завернули к Азаренку за Олегом. Пенсионер гостей развернул, и Стефа с Алексеем уединились в заброшенном дачном домике. Туда вскоре пришел и Олег. Был он явно не в духе. Мало того что Азаренок, осерчав, ткнул его в плечо вилкой, так еще и любимая с другом флиртует. На этой почве приятели даже повздорили. И тут на свою беду в дверях снова нарисовался вездесущий Азаренок. Требовал вернуть ему деньги, которые Олег, уходя, стащил из серванта. Слово за слово — и оскорбления переросли в драку. Хлопцы сбили пенсионера с ног. Тот, падая, схватился за Стефу, зубами вцепился в ее палец. Говорят, женщина в ярости страшнее мужика. Юная девушка колотила лежащего на земле обидчика кулаками, ногами. Когда волна раздражения схлынула, Олег и Алексей затащили окровавленного пенсионера в дачный домик. Решили «не светить» перед соседями. «Заботливо» укрыли ветошью, матрасом, набитым соломой. Один достал зажигалку. Другой вставил в рот пенсионера окурок... Этот окурок, разбросанные по дому пустые бутылки от водки, по мнению приятелей с уголовным прошлым, должны были убедить пожарных и милицию, что в смерти старика виновны его пагубные пристрастия. Впоследствии экспертиза установит: когда несчастного подожгли, он был еще жив...
Сколько веревочке ни виться...
Расправившись с человеком, как с назойливой мухой, троица убралась из деревни. Переночевали в заброшенной хате в соседнем поселке. Поутру рванули на речку. Надо было простирнуть окровавленную одежду. А заодно решить, где раздобыть машину, — приятели решили на время «раствориться» в Минске. Им повезло. На берегу реки Олег и Стефа заметили микроавтобус. В салоне оказались ключи. Владельцы пропажу авто вскоре обнаружили. Пытаясь остановить угонщиков, перегородили дорогу. Но лихая молодежь ловко объехала препятствие. Правда, до столицы «голуби» не долетели. Завязли в Осиповичском районе на окраине леса. Там их и задержала милиция... К этому времени стало известно и об угоне, и об убийстве. Накануне трагедии пенсионер Азаренок по телефону просил сына, живущего в поселке неподалеку, приехать помочь разобраться с хулиганами, укравшими деньги. Сын обещал быть утром. Он и отыскал в заброшенном дачном доме то, что осталось от отца.
Судья Могилевского областного суда Евгений Моисеенко демонстрирует семь увесистых томов:
— Обстоятельства этого уголовного дела изучали долго и внимательно. За убийство с особой жестокостью Голубцевича приговорили к 15 годам колонии строгого режима, Голуба — к 20. Возлюбленная Олега Стефания в тюрьме проведет 12 лет. Говорят, есть злой рок, судьба. В судьбах этих молодых людей, которые только начали жить, тоже можно отыскать немало роковых совпадений. Можно, прикрываясь фразами «от судьбы не уйдешь», «все на роду написано», оправдывать свои поступки. Однако у каждого человека есть свобода выбора, от которого в итоге и зависит его судьба. И они свой выбор сделали.
«Голуби» сочли наказание слишком суровым. Подали кассацию в Верховный Суд. Недавно судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда поставила в этом деле жирную точку — оставила приговор без изменений.