В ночь с субботы на воскресенье на пульт дежурного Червенского РОВД поступило тревожное сообщение...
В ночь с субботы на воскресенье (на часах еще не было четырех) на пульт дежурного Червенского РОВД поступило тревожное сообщение: «На мосту, ведущем из Червеня в деревню Островы, произошло ДТП с наездом на пешеходов. Один человек погиб на месте, второй ранен. Серебристый БМВ с места происшествия скрылся». Краткая, сухая информация, подобная этой, попадает в сводки ГАИ чуть ли не каждый день. Под колесами автомобилей и по собственной вине, и по преступной неосторожности водителей гибнут сотни пешеходов.
Однако начальник ГАИ Червеня Андрей Тропашко, прибывший на место аварии, усомнился, что трагедия на мосту — обычное ДТП. Двое напуганных очевидцев, которые шли рядом с погибшим и пострадавшим, уверяли, будто перед столкновением водитель БМВ дважды медленно проехал мимо, а в третий раз разогнался и специально пошел «на таран». Люди, не попавшие под колеса, лишь в последнюю секунду успели отскочить на обочину.
Машина–убийца
Шансов выжить у 18–летнего Павла Троянова, жителя деревни Островы, не было. От сильнейшего удара сзади парня, как тряпичную куклу, подбросило на капот и буквально впечатало в лобовое стекло, которое от мощного удара разбилось. В то же мгновение несчастный перелетел через крышу автомобиля и, упав на асфальт, больше уже не шевелился. Как позже заключили эксперты, получив тяжелейшие травмы головы, позвоночника, ног и многочисленные разрывы внутренних органов, Павел жил всего несколько секунд. Его другу, который шел справа, крупно повезло: он попал в больницу лишь с легкими травмами.
В ту ночь на дороге, усыпанной разбитыми стеклами и залитой кровью, у Андрея Тропашко сразу возникла догадка о том, кто мог находиться за рулем серебристого БМВ. Свидетели достаточно подробно описали и его, и машину. Мост хорошо освещался, поэтому видимость на нем была отличная.
Под описание подходил 25–летний Владимир Проклов, за которым тянулся шлейф самых разных нарушений правил дорожного движения. Всего — более 30 (!). Червень — не Минск. В небольшом городке инспектора ГАИ в лицо знают всех особо злостных нарушителей. Этот парень имел привычку скрываться с мест ДТП, садился за руль нетрезвым, без прав.
Правда, в последнее время за рулем БМВ, который нарушитель оформил на сестру, Проклова не видели. Обычно машиной управлял его друг Илья Нитин.
Ночное рандеву
...Танцы, смех, веселье. Еще несколько часов назад возле кинотеатра «Современник» в центре Червеня было шумно и многолюдно. В выходные дни на единственную городскую дискотеку всегда собирается молодежь — и местная, и из близлежащих деревень.
Поэтому вопрос, куда податься субботним вечером, перед Павлом Трояновым и тремя его друзьями–односельчанами не стоял. На дискотеку они пришли в самый разгар, около половины двенадцатого. Перед этим заглянули в бар с теплым названием «Куба», где, как водится, «для настроения» слегка выпили. Сильно не опьянели, зато повеселели и были готовы пуститься в пляс.
Примерно в то же время еще одна компания молодых ребят тоже собиралась потанцевать. Инициатором увеселительного похода был Вова Проклов, буквально накануне ставший отцом. Пока жена с сыном находились в минском роддоме, молодой папа с приятелем Ильей решили прокатиться на малую родину. Единственное, что несколько омрачало настроение, — машина, которая по приезде в Червень периодически глохла. Впрочем, выход нашелся быстро: позвонили знакомым, те приехали на своем авто, за руль усадили трезвого Нитина, а остальные стали праздновать знаменательное событие. Отмечали по–простому, без излишеств: новоиспеченный родитель сгонял в магазин за водкой, газировкой и чипсами, пили в машине. Еще двое приятелей, присоединившиеся позже, привезли шампанское. Когда было уже за полночь, веселой компании захотелось движения, общения, музыки. Отправились на дискотеку.
Под занавес веселья, около половины третьего ночи, на крыльце местного кинотеатра между этими двумя прежде незнакомыми компаниями вспыхнул конфликт. Из–за какой–то мелочи, которой никто не придал значения: вроде одни парни выходили с дискотеки, другие заходили. Кому–то показалось, что дверь открылась слишком резко. Слово за слово: один нахамил, другой ответил в том же духе. В итоге, не стесняясь в выражениях, изрядно захмелевший Проклов послал юного Троянова куда подальше. Оскорбившись, прыткий парнишка ответил не словом, а делом: ударил обидчика в челюсть.
На этом, впрочем, неприятный инцидент был исчерпан. Разгореться драке не дали вовремя подоспевшие сотрудники милиции. Конфликтующих развели в разные стороны, пожурили, слегка пригрозили и велели отправляться по домам. На их глазах молодежь вполне спокойно разошлась.
Затаенная обида
Эти подробности стали известны утром, когда следователь Максим Ведерко обстоятельно опросил очевидцев и свидетелей ссоры на дискотеке, приятелей Проклова, друзей погибшего Павла.
Отыскать возможного подозреваемого ночью не удалось. Пустой серебристый БМВ с пробитым колесом обнаружили ближе к утру на 28–м километре автодороги Минск — Могилев. Самого Владимира задержали на следующий день в Минске, в квартире тещи.
На первом допросе он и не отрицал, что находился за рулем роковой ночью:
— После дискотеки пошел к машине. Сумел ее завести только после того, как поменял аккумулятор. Когда ехал в сторону деревни Островы, увидел парней, с которыми повздорили возле кинотеатра. И решил наказать того, который меня ударил...
Правда, уже через несколько дней Владимир заговорил по–другому:
— Наехал случайно. Хотел только напугать, думал, что сумею объехать, но не рассчитал расстояние...
Меняют показания и на следствии, и в суде многие подозреваемые. Когда явственно проявляется перспектива оказаться за решеткой, страх становится во много крат сильнее мук совести. Государственный обвинитель Николай Дубенок рассказывает:
— И в суде обвиняемый настаивал на своей «неосторожности». Но суд в нее не поверил, напротив — увидел умысел и пришел к выводу, что злоумышленник действовал из мести. А также отметил, что первоначальные показания обвиняемого согласуются и со словами свидетелей, и с заключениями экспертов.
Экспертизы же показали, что машина двигалась со скоростью около 60 километров в час, следы торможения на дороге отсутствовали, удар пришелся примерно по центру лобового стекла. Выходит, что на хорошо освещенной дороге водитель сознательно перестроился на встречную полосу, по которой, как он заранее убедился (не поленившись дважды проехать мимо), идет его «обидчик». И хладнокровно прибавил газку...
О чем он думал в тот момент? Явно не о сыне, которому теперь предстоит расти без отца.
Правда, на суде Проклову этот вопрос не задавали. А задали бы — вряд ли прозвучал бы вразумительный ответ. И что можно ответить, когда затуманенным алкоголем сознанием движут злость и агрессия, под рукой — послушная баранка, под ногой — педаль газа?
Вердикт суда — 17 лет колонии усиленного режима за умышленное убийство. Приговор еще не вступил в законную силу, поэтому некоторые фамилии изменены.