Ранним летним утром 2010 года проректор Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Семен Новиков отправился в гараж за машиной — семья собралась на дачу. На территории кооператива было тихо, вокруг ни души. Но стоило ученому вставить ключ в замочную скважину гаражных ворот, как за спиной послышался грубый окрик: «Стоять!» На Новикова с кулаками набросились несколько человек, избили, связали. Затем повезли в лес, стали угрожать, требовать 10 тысяч долларов.
Понятно, в кармане такие суммы не носят. Откуда вообще похитители узнали, что в квартире Новиковых лежали сбережения на покупку жилья одной из дочерей? Однако бандиты вели себя уверенно, в успехе «операции» не сомневались. Приказали похищенному проректору звонить супруге, придумать правдоподобную версию, для чего ему срочно понадобились деньги. Такую, чтобы и не насторожить, и заставить раскошелиться. Но как сильно ни был напуган проректор, звонить и пугать родных он отказался наотрез.
Ждала мужа, а дождалась вымогателей
Наталья Новикова каждую минуту смотрела на часы и места себе не находила. Гараж недалеко, а мужа нет и нет — сам не звонит, на звонки не отвечает. Мобильник ожил, когда она и ждать перестала. Вздохнула с облегчением. Как выяснилось, напрасно. Хриплый незнакомый голос произнес: «Твой муж у нас, есть шанс ему помочь. Не вздумай никуда звонить. Просто приготовь выкуп и жди человека, который придет за деньгами».
Времени на раздумья почти не было. Платить вымогателям или нет? Вызывать милицию или дожидаться супруга? Ведь нередко случается, когда и деньги берут, и заложника не возвращают. И все же, чтобы дать мужу шанс остаться в живых, она решила расстаться с семейными сбережениями.
Гонец появился довольно скоро — плотный человек лет тридцати пяти с грубым незапоминающимся лицом. Пакет с долларами, не пересчитывая, сунул в карман и, бросив на Наталью недобрый взгляд, покинул квартиру.
Остальные бандиты в это время дожидались условного сигнала от своего курьера. Узнав, что деньги переданы, один из рэкетиров пристально посмотрел на Новикова: «Не думай, что так легко отделался. Денежки, вижу, у тебя водятся, а дело ты имеешь с серьезными людьми».
Бандит объявил, что в дальнейшем проректор государственного учебного заведения будет работать... под контролем преступников. Что в течение нескольких следующих месяцев он должен передать своим новым «хозяевам» внушительные суммы. Где их брать? Да ведь в академии строятся общежития, спортивный комплекс, другие объекты. Все это финансируется из бюджета, через счета проходят немалые суммы. От них и следует «отщипнуть», инструктировали ученого бандиты.
Поставив свои условия, похитители сели в микроавтобус и укатили, бросив проректора в лесу. Выйдя на дорогу, Новиков поймал попутку, вернулся в город. И сразу же связался со своим руководством. Ректор академии профессор Александр Курдеко незамедлительно позвонил в милицию.
Одного из преступников, рецидивиста из Орши Вадима Кацева, милиционеры нашли по горячим следам. Как именно он наследил, просили не уточнять, чтобы не раскрывать секретов следствия. Деньги, отданные в качестве «выкупа», были найдены и возвращены хозяевам. Но дальше началось самое неожиданное: задержанный оршанский бандит, тертый калач, ни за что не желал называть имена подельников. Уперся: дескать, организовал похищение один. Но потерпевший–то точно знает: похитителей было как минимум трое.
Суд прошел, вопросы остались
Около полутора лет длилось следствие — милицейское, затем судебное. Кем были люди, пожелавшие иметь «свою долю» со строительных подрядов, так и осталось «за кадром». Преступление для нашей страны нетипичное. Оно больше характерно для соседней России. Не исключено, что и здесь присутствовал российский след...
По городку поползли различные слухи, похищение проректора обросло вымышленными подробностями. Под суд, который состоялся в Горках в конце прошлого года, Кацев так и пошел один. За похищение человека его приговорили к пяти годам лишения свободы. Областной суд оставил приговор без изменения.
Но поставлена ли точка в странном деле? Или бандиты, оставшиеся на свободе, еще раз попробуют заняться старым промыслом, который остался для нас характерной приметой 90–х?
Мнение
Александр Курдеко, ректор Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, профессор:
— Отрадно, что наш проректор поступил смело и порядочно. Не пошел на поводу у бандитов, не подставил вуз и семью. Впрочем, ничего другого мы от него и не ожидали: работает в этой должности с 1998 года, опытный руководитель. А преступление действительно нетипично для нашей страны. Конечно, на счет академии поступают немалые деньги — за научные разработки, в качестве финансирования строительства, в том числе к «Дажынкам». Но, как известно, все государственные средства строго контролируются — никаких лазеек для бандитов здесь нет и не будет.
* Фамилия потерпевшего изменена по просьбе руководства академии.