БМВх5, «Мерседес–Бенц—350», «Ауди–4»... Это лишь некоторые автомобили, ввезенные из–за рубежа на территорию Гомельщины в обход таможенных пошлин. Счет уже пошел на десятки. Что за новый поворот на теневом авторынке?
Полтора года минуло после повышения пошлин на ввоз автомобилей иностранного производства в страны Таможенного союза. Жителям Беларуси вряд ли позабудется лето–2011. Такого автошоппинга в нашей истории точно не было. За шесть месяцев в страну ввезли автомобилей ровно столько, сколько за весь предыдущий год. Но машины стареют, молодежь подрастает, торопясь со школьной скамьи перескочить на «железного коня».
Предложения отечественного рынка, однако, по карману далеко не всем. Гомельский предприниматель, занимающийся автобизнесом, разложил ситуацию по–простому. То, что в Прибалтике реально купить за 5 тысяч долларов, при легальном ввозе в Беларусь возрастает в 3 — 4 раза. Приводит пример:
— Возьмем «Ауди–6» хорошей комплектации выпуска конца 90–х. Там ее стоимость не превышает 5 тысяч. После растаможки цена взлетает до 15 тысяч долларов.
— Есть, конечно, разница. Но тогда не разумнее ли пойти в автосалон и взять новую машину, воспользовавшись кредитом?
— Разумнее. Только не всем кредиты по силам, поэтому ищут окольные пути, как ввезти дешевую машину на территорию страны и при этом пошлину не платить.
В таможенной практике прошлого года окольных путей практически не было. А вот уже по нынешней статистике складывается целостная картинка. В этом году сотрудники Гомельской таможни конфисковали больше 20 иномарок, которые люди пытались ввезти разными способами с одной целью — пошлину не платить. В работе — материалы еще по 40 таким машинам. И это лишь то, что удалось вычислить благодаря выборочному контролю и спецмероприятиям. Сплошной проверки автотранспорта, как известно, в пунктах пропуска не проводится...
Заместитель начальника Гомельской таможни Сергей Шевченко приводит мне самые популярные схемы:
— Чаще всего практикуется два варианта: или просто заменяют регистрационные номера, или используют поддельные удостоверения временного ввоза.
— Повесить на автомобиль другой номер — разве это просто?
— Например, со своей старой машины, не снятой с регистрационного учета. А еще покупают у владельцев автомобилей, попавших в аварии... У нас были случаи, когда водители проводили эти манипуляции на нейтральной полосе.
Одна из таких историй разворачивалась между украинским и белорусским пунктами пропуска «Новые Яриловичи» и «Новая Гута». В зону нашего таможенного контроля прибыл недешевый автомобиль «Фольксваген–Пассат», которым управлял россиянин. По номерным знакам машина была зарегистрирована в РФ. Стали смотреть документы — несовпадение. В пакете с едой, небрежно брошенном в салоне иномарки, нашли... немецкие регистрационные номера, а в сумке с ноутбуком — доверенность на «Фольксваген–Пассат», выданную этому водителю в Германии.
Что было на самом деле, рассказывает начальник отдела таможенных расследований Олег Швед. В украинском пункте пропуска при оформлении иномарки россиянин предъявил немецкий технический паспорт, благодаря чему пересек границу без платежей. А на пути к «Новой Гуте» заменил их на российские номера своей же, по его словам, аварийной машины. Все для того, чтобы беспошлинно оказаться на территории Таможенного союза.
Судя по практике этого года, месяц от месяца хитроумные комбинации усложняются. Машины встречаются все дороже. Последний нелегально ввезенный автомобиль, например, стоит под 900 миллионов рублей. А нынче Гомельская таможня разбирает и вовсе детективную историю.
Дорогой джип БМВх5 остановили на трассе Гомель — Брянск. Россиянин, управлявший иномаркой, торопился в Свердловскую область. Судя по номерам, автомобиль был зарегистрирован в Литве. Гомельские таможенники подняли базы данных. Оказалось, действительно числится за литовской фирмой, которая будто бы передала россиянину иномарку по доверенности. Вот только он там не то что не работал, а даже не бывал. Литовская виза на такого человека не оформлялась...
Дальше — больше вопросов. Сомнения вызвала и подлинность документов. Например, удостоверение временного ввоза было заполнено явно любителем, а не сотрудником таможни. Печать, которой якобы на Ошмянской таможне заверили документ, оказалась поддельной.
Есть над чем поразмыслить. С одной стороны, дороговизна автомобилей из–за выросших пошлин толкает людей искать объездные дороги. С другой — отправляясь в нелегальный путь за мечтой, легко, как в той русской сказке, и коня потерять, и в правовые передряги попасть. А что еще хуже — оказаться жертвой криминального автобизнеса, который обычно держит нос по ветру. Так что верным остается пока лишь один вариант: если покупать, то при максимальной прозрачности.
Кстати
В минувшем году в Гомельской области было зарегистрировано 15,5 тысячи автомобилей иностранного производства, ввезенных из–за рубежа по удостоверениям таможни. В этом — 1,6 тысячи. Количество машин российского автопрома, поставленных в регионе на учет в нынешнем году, осталось на прежнем уровне — также в пределах 1,6 тысячи.
Компетентно
Александр Гореликов, заместитель начальника управления ГАИ УВД Гомельского облисполкома:
— Мы также отмечаем сегодня активизацию теневых схем. Например, участились случаи видоизменения идентификационных номеров автомобилей. Под документы старой машины нелегально пригоняется иномарка, вырезается номер кузова с прежнего авто и вваривается в новый. По этой причине в регистрации машин уже отказано 48 жителям области. В прошлом году такие случаи были единичными. Также появились факты мошенничества, когда добропорядочные граждане покупают на белорусских авторынках у частных лиц иномарки, а при оформлении документов в ГАИ выясняется, что свидетельство о регистрации поддельное. В работе у нас и 12 автомобилей, приобретенных гомельчанами, которые оказались в розыске за рубежом.