2 ноября в Гродненском областном суде началось разбирательство по громкому уголовному делу о коррупции в «Беллегпроме». Бывший председатель концерна Михаил Сучков был задержан в феврале 2014 года. Тогда правоохранительные органы заявляли о взятках в размере 1 млн долларов.
На скамье подсудимых также бывший директор Слонимской камвольно-прядильной фабрики Валентина Венсковская и помощник директора минской фирмы «Флексомир» Виталий Разовский. В деле фигурирует также белорусское представительство немецкой компании «Конвекс интернейшнл» и ее руководители Павел Головенко и Сергей Головенко.
По версии следствия, интересы именно этой компании лоббировали обвиняемые с расчетом получить крупное вознаграждение за свои услуги.
Частные фирмы оплачивали отпуск бывшего председателя «Беллегпрома»
Михаил Сучков был назначен председателем «Беллегпрома» в конце 2012 года. Его предшественник Геннадий Вырко ушел со скандалом. Лукашенко посетил ОАО «Камволь» и приказал выгнать Вырко и его заместителя «за бардак на предприятии». Сучков на должность председателя концерна пришел с фабрики «Сукно», к которой тоже было много вопросов.
В 2012 году Михаил Сучков познакомился с помощником директора ООО «Флексомир» Виталием Разовским. Тот свел его с руководством «Конвекс интернейшнл», чтобы заключить договор на поставку нового оборудования для фабрики «Сукно». Стоимость контракта — 17 млн евро. В 2013-м был принят указ президента «О некоторых вопросах ОАО «Сукно». Предусматривалась бюджетное финансирование модернизации фабрики.
На следствии Разовский заявил, что за благоприятное решение вопроса с «Конвекс интернейшнл» Сучкову обещали 1 млн долларов. Внушительная сумма, но что по факту?
Следствие установило, что Головенко и Разовский дважды оплачивали отпуск бывшего председателя «Беллегпрома» и его семьи. Сначала на неделю в Германии, потом на неделю в Испании. Общая сумма путевок — 2361 евро.
Это все суммы, которые указаны в обвинении. Миллион долларов звучит только как обещание Сучкову и его намерение получить эти деньги. Впрочем, сам он вину полностью отрицает.
Обвинение, которое прокурор Шерстнев для убедительности зачитал в суде два раза, Михаилу Сучкову предъявлено в покушении на взятку (ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 430 УК) и злоупотреблении властью или служебными полномочиями (ч. 3 ст. 424 УК).
По материалам дела, Сучков сначала помогал сотрудникам «Конвекс интернейшнл» составить правильную заявку для открытого конкурса, а потом сделал всё возможное, чтобы победила именно эта фирма. На тот момент он уже был председателем «Беллегпрома».
«Однако довести преступный умысел до конца не смог по независящим его обстоятельствам, — заявил гособвинитель. — В феврале 2014 года Сучков был арестован».
Услышать мнение самого обвиняемого пока не удалось. По ходатайству прокурора в суде сначала допросят всех свидетелей, а их около ста человек, изучат письменные материалы дела, среди которых данные о прослушке телефонов и наблюдении, и только после этого дадут слово обвиняемым.
«Я выслушал, в чем меня обвиняют. Конечно, хотелось бы высказаться по этому поводу. Такое ощущение, я один в стране всё это сделал», — единственное, что успел Сучков заявить в суде 2 ноября.
Еще один важный нюанс. По заявлению Генеральной прокуратуры, Михаил Сучков, будучи председателем «Беллегпрома», согласовал назначение двух своих заместителей, которые имели судимость — зампредседателя по производству Сергей Безик в 2007 был осужден за дачу взятки и мошенничество, зампредседателя по юридическим вопросам Александр Матвеенко осужден в 2008 за получение взятки. На данные момент данные лица в концерне не работают.
Следственный комитет сообщал, что по делу арестовано три квартиры в Минске, два автомобиля общей стоимостью более 130 тысяч долларов, золотые слитки, более 1 млн долларов. Адвокат Сучкова Геннадий Рунов отказался ответить на вопрос, что из арестованного имущества принадлежит его подзащитному.
На момент ареста бывшая директор Слонимской фабрики еще собиралась стать депутатом
С обвиняемой Валентиной Венсковской Сучкова связывает то, что ее также подозревают в незаконном сотрудничестве с компанией «Конвекс интернейшнл».
Директором Слонимской камвольно-прядильной фабрики Венсковская была восемь лет. В советское время это было градообразующее предприятие, с самой высокой зарплатой по району и рентабельностью выше 45%. Те времена давно ушли в историю, в 2004 году вообще стоял вопрос о том, чтобы закрыть фабрику, в цехах думали выращивать грибы, выпускать МДФ, тротуарную плитку и даже содержать перепелов — идей было много. Но из бюджета выделили 1 млн долларов, и предприятие продолжило работу. Для замены всего оборудования требовалось 25 млн евро, сумма неподъемная, поэтому решили проводить точечную модернизацию.
В сентябре 2013 года Валентина Венсковская познакомилась с бизнесменом Александром Кузьмичом, который позже свел ее все с тем же Головенко, руководителем компании «Конвекс интернейшнл». Вопрос стоял тот же, что и с «Сукном» — приобретение европейского оборудования. И вновь лоббирование интересов компании на открытом конкурсе.
Сделку оценили в 1,2 млн евро. Предложение «Конвекса» было на 140 тысяч евро дороже, чем цена производителя. Взятка Венсковской, по версии следствия, должна была составить 36 тысяч евро. Но до передачи денег, как следует из обвинения, дело так и не дошло.
Зато следствие установило, что бывший директор Слонимской фабрики дважды выезжала в командировки за границу. И дважды присваивала себе деньги, которые предприятие выделяло ей на дорогу и проживание. Вместо нее за самолет и отель платили Головенко и Кузьмич. Общая сумма — 660 евро. В этой части обвиняемая признает свою вину (ч. 1 ст. 211 УК).
Кроме того, ей вменяют приготовление к получении взятки (ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 430 УК), превышение власти или служебных полномочий (ч. 2 ст. 426 УК), ч. 2 ст. 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), служебная халатность (ст. 428 УК).
Последний эпизод обвинения — разрушение кирпичной кладки дымовой трубы на фабрике. Предприятие было построено в конце 70-х. Многие сооружения нуждаются в реконструкции. Венсковскую обвиняют в том, что вопреки рекомендациям ремонт трубы не провели, в результате в марте 2014-го, когда обвиняемая уже находилась под стражей, произошла авария. Тогда без тепла остались дома и коммунальные объекты в Слониме. Ущерб оценен в 595 млн рублей.
Любопытный момент — в день, когда Валентина Венсковская была задержана, слонимская районная газета напечатала данные о зарегистрированных кандидатах на местные выборы. Была среди них и бывшая директор камвольно-прядильной фабрики, причем по округу № 17 она шла безальтернативно. Это были вторые выборы для Венсковской. В 2010-м она уже победила с результатом 61,5% и четыре года успешно заседала в комиссии по экономике, бюджету и финансам.
Адвокат Венсковской настаивала на том, чтобы ее подзащитной позволили выступить сегодня в суде, так как за время следствия «допросы были проведены формально», обвинение было изменено с «получения взятки» на «приготовление к получению». Однако суд не поддержал доводы защитника.
Самым немногословным в первый день судебного разбирательства был третий обвиняемый — Виталий Разовский, помощник директора компании «Флексомир», тот самый посредник между руководством «Беллегпрома» и «Конвекс интернейшнл».
Он полностью признал свою вину — дача взятки, совершенная преступной группой по предварительному сговору (ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 431 УК). Полгода он находился под стражей, но в августе 2014-го мера пресечения в отношении него была изменена.
Руководители «Конвекс интернейшнл» Павел Головенко и Сергей Головенко проходят по делу как свидетели. И вскоре ответят на вопросы в суде. Разбирательство, судя по количеству свидетелей и томов уголовного дела, затянется на несколько месяцев.