Мост возможностей
21.11.2011 11:03
—
ИноСМИ
| WWW.GUDOK.RU
Источник материала: WWW.GUDOK.RU Символично то, что проведение II Железнодорожного съезда совпало с саммитом, на котором главы трёх государств – России, Казахстана и Белоруссии – сделали ещё один шаг к созданию Евразийского экономического союза. Они договорились об организации Евразийской экономической комиссии – фактически наднационального правительства. «Приоритетная задача для нас сейчас – обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на пространстве трёх государств», – сказал Президент России Дмитрий Медведев. С обсуждения этой актуальной темы и начал свою работу II Железнодорожный съезд. Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана Сергей Глазьев отметил, что снятие таможенных барьеров дало взрывной рост взаимной торговли – на 40%. А соответственно, и рост международных перевозок. В следующем году начнёт действовать пакет соглашений по Единому экономическому пространству в рамках Таможенного союза. Он включает два документа по железнодорожному транспорту. Один из них – соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а второй – о допуске к железнодорожной инфраструктуре. С 1 января 2015 года надо будет обеспечить равный доступ перевозчиков трёх государств к железнодорожной инфраструктуре. Но прежде нужно выработать единые требования к перевозчикам, унифицировать и гармонизировать железнодорожные тарифы. Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов сообщил, что нормативная база уже готовится. С точки зрения технологии перевозочного процесса железные дороги государств с колеёй 1520 все эти 20 лет после распада Союза не переставали быть едиными. Они координируют свою работу в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ. Но сегодня в соседних странах разные подходы в отношении допуска перевозчиков к инфраструктуре. Целевая модель нашего рынка предусматривает работу локальных перевозчиков лишь на отдельных направлениях. С учётом национальных законодательств и будут разрабатываться правила доступа к инфраструктуре и оказания услуг инфраструктуры, а также перечень этих услуг. По словам Сергея Глазьева, уже к 2020 году товарооборот между государствами Евразийского союза вырастет в два раза. И транспорт должен будет его «переварить». Поэтому разработан план развития общей транспортной сети, который включает в себя 140 проектов по расшивке узких мест на железных и автомобильных дорогах и созданию логистических центров. Общий объём инвестиций оценивается более чем в 100 млрд руб., в том числе 25 млрд потребуется на реализацию 8 крупных железнодорожных проектов. В этих условиях особое значение приобретает координация проектов и программ развития. А интеграция не отменяет конкуренции. Президент АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги» Аскар Мамин сообщил, что до 2020 года в развитие железных дорог Казахстана будет вложено более $35 млрд. Поставлена задача – обеспечить высокий стандарт качества инфраструктуры, повысить скорости движения, в том числе и между регионами внутри страны. При этом идёт развитие во всех направлениях. Уже в этом году будет произведена стыковка железных дорог Казахстана и Китая, и это откроет путь в Европу странам Юго-Восточной Азии. При этом ожидается двукратный рост товарных потоков из Китая. А следующим шагом будет открытие сквозного движения поездов на строящейся железной дороге из Казахстана в Иран. Но и у России есть свои планы принять грузопотоки из этой страны. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и глава государственной компании «Иранские железные дороги» Абдул Али Сахеб Мохаммади, проведя переговоры в кулуарах съезда, договорились связать сеть железных дорог Ирана, в частности порт Бендер-Аббас на берегу Персидского залива, и Европу через территорию России. Тем самым будет завершено строительство одного из маршрутов МТК «Север – Юг», соглашение о котором было подписано ещё в 2000 году, но он эффективно пока не задействован. О важности развития международных транспортных коридоров говорил на съезде и председатель исполнительного комитета Организации сотрудничества железных дорог Тадеуш Шозда. Но для этого нужно убрать с пути правовые рогатки. Он сообщил, что группа экспертов сегодня занимается созданием общего транспортного права для евразийского пространства. Разрабатывается и проект Конвенции о международном железнодорожном сообщении Европа – Азия (по типу КОТИФ западноевропейских государств). Безусловно, одним из главных международных коридоров остаётся «Восток – Запад». «Хребтом» его является Транссиб. На эту магистраль можно привлечь контейнерный поток до 1 млн ДФЭ, заметил генеральный директор ВНИИЖТа Борис Лапидус. Конкурентоспособность этого кратчайшего сухопутного маршрута из Азии в Европу обеспечит сокращение времени доставки грузов и хороший сервис. С этой целью ОАО «РЖД» реализует свой проект «Транссиб – за 7 дней». Кстати, в день открытия съезда на станцию Шушары Октябрьской железной дороги прибыл контейнерный поезд, преодолев за 6 суток 16 часов расстояние почти в 10000 км от станции Находка-Восточная на Дальневосточной магистрали. Он доставил 50 вагонов с контейнерами, гружёнными запчастями к автомобилям марки Hyundai. Так что возможности ускорения контейнерного потока ещё не исчерпаны. Для этого планируется принять ещё ряд мер, в частности перевести грузопоток с Транссиба на БАМ, освободив его для скоростных перевозок. Но для этого надо развивать БАМ, строить там второй путь. И нельзя это откладывать в долгий ящик, учитывая, что на востоке находятся главные точки роста российской экономики. Кстати, по расчётам экономистов, 1 рубль, вложенный в развитие железных дорог, даёт втрое больший мультипликативный эффект для экономики. Так что дело это для всех выгодное – и для бизнеса, и для государства, и для регионов. На съезде прозвучал такой факт: 80% материалов, конструкций и оборудования, используемых при строительстве железных дорог, – отечественного производства. Это означает дополнительную загрузку мощностей промышленных предприятий. Например, Чувашии, по словам президента республики Михаила Игнатьева, заказы РЖД обеспечивают сотни рабочих мест и немалую долю бюджета. И он обеими руками за то, чтобы сотрудничество и дальше развивалась. Чтобы успешно интегрироваться в Евро-Азиатскую транспортную систему, необходимо строить в России высокоскоростные магистрали. По словам Бориса Лапидуса, протяжённость ВСМ в мире уже достигла 14 тыс. км, к 2030 году она составит 50 тыс. км. А у нас пока не построено ни одного километра выделенных высокоскоростных магистралей. Ведётся ещё только проектирование первой ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Между тем президент ADIF Антонио Марин заявил, что его компания готова поделиться своим опытом строительства и эксплуатации таких дорог. В Испании сеть ВСМ соединила 24 города, сократив время в пути в 2–3 раза. Для России с её огромными расстояниями это более чем актуально. Вопрос: где взять инвестиции? Наверное, там же, где берут их в других странах, – в государственных и частных источниках. Надо искать партнёров. «Мы рассматриваем сотрудничество с ОАО «РЖД» как одно из приоритетных направлений нашей деятельности», – заявил председатель правления ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин. Кстати, ВТБ обеспечил в 2010–2011 годах ОАО «РЖД» рекордный объём финансирования – 328 млрд руб. Он помог успешно разместить еврооблигации ОАО «РЖД» на $1,5 млрд сроком на 7 лет. При этом спрос на эти ценные бумаги превзошёл все ожидания. Размещены и 20-летние еврооблигации на 650 млн фунтов. Кроме того, открыта кредитная линия на $124 млн для модернизации Улан-Баторской железной дороги в Монголии. Генеральный директор Института экономики и развития транспорта Фёдор Пехтерев считает, что миссия РЖД – консолидировать железные дороги на «пространстве 1520», которые объединяют одну шестую суши на Земле. А далее предстоит глубинная интеграция в Евро-Азиатскую транспортную систему. Россия может и должна быть эффективным транспортным мостом между Европой и Азией. Но это задача не только «Российских железных дорог». Это дело государственное. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Символично то, что проведение II Железнодорожного съезда совпало с саммитом, на котором главы трёх государств – России, Казахстана и Белоруссии – сделали ещё один шаг к созданию Евразийского экономического союза. Они договорились об организации Евразийской экономической комиссии – фактически наднационального правительства.
|
|